В самую обычную школу маленького городка Гэтлин, Южная Каролина, переводится, как это водится, не самая обычная 15-летняя девушка: учебное заведение по месту прошлой прописки всерьез пострадало из-за присутствия Лены Дюкейн (Элис Энглерт), и опекун — дядя Мейкон Рэйвенвуд (Джереми Айронс) — решил вернуть ее в семейное гнездо. Старинная и богатая, но крайне неблагонадежная, с точки зрения религиозных местных жителей, семья Рэйвенвудов-Дюкейнов проживает в роскошном поместье за увитыми плющом коваными воротами, а ее глава Мейкон редко появляется на людях и слывет среди завсегдатаев воскресных служб в церкви едва ли не посланником Сатаны. С такой родословной новенькой нелегко вписаться в новый коллектив, к тому же
погодные условия вокруг нее меняются с такой резкостью, что на одноклассников осыпаются стекла.
Метеорологические неурядицы не смущают только Итана (Альден Эренрайх): глуповатый на вид, но зато отзывчивый парень видел эту девушку во сне. К тому же он читает запрещенные в местной школе «Бойню № 5» Курта Воннегута и «Тропик Рака» Генри Миллера (дурачок не так прост), а она читает поэтов-битников и через некоторое время познакомит нового друга с творчеством Чарльза Буковски.
Популярный роман писательниц Ками Гарсиа и Маргарет Стол — первый из четырех в цикле «Хроники заклинателей», главной героине которого выпадает влюбиться в простого смертного накануне ответственного дня рождения: в день шестнадцатилетия должно определиться ее магическое будущее. Вся семейка колдует по-черному, но дядя держит себя в руках и желает племяннице светлого будущего, для чего та должна проявить характер и переломить дурную наследственность при помощи хорошего воспитания.
В общем, книга подает классический конфликт генетики с педагогикой в популярном формате фэнтези для юношества и визуализирует турбулентность подросткового возраста.
Чуть что не так — над девочкой сгущаются тучи и закручиваются вихри; «Ночной дозор» плюс американская готика. Востребованность мифологии южных штатов в кино и сериалах последнее время растет, особенно увлеченно эксплуатируют ее создатели вампирского сериала «Настоящая кровь», где в ход идут и магия вуду, и кровопийцы, и прочая нечисть всех видов и любого происхождения, вплоть до древнегреческого.
В «Прекрасных созданиях» за вудуизм отвечает героиня Виолы Дэвис, номинантки на «Оскар» за титульную роль в фильме «Прислуга». За колорит американской готики с платьями, шляпками и одержимостью — Эмма Томпсон, которая появляется в роли мамы лучшего друга (Томас Манн из «Проекта X: Дорвались»), а затем оказывается чем-то большим и выступает с горячечной речью, в которой от лица всех борцов с либерализмом во всех его проявлениях
желает гореть в аду «атеистам, гомосексуалистам, либералам, демократам и прочим извращенцам».
Подобный антиклерикализм в американских произведениях для молодежи — редкость. Снятый по антицерковному фэнтези «Золотой компас», помнится, похоронил студию New Line, так что здесь с антирелигиозным дискурсом обходятся осторожней:
эклектично вписывают неоязычество в монотеизм и противопоставляют оголтелой прихожанке разумного положительного пастора.
Выстраивать баланс тем досталось Ричарду Лагравенезе, чей обширный послужной список включает в себя сценарии к «Королю-рыбаку» Терри Гиллиама, «Маленькой принцессе» Альфонсо Куарона и «Покорителю Зари» из «Хроник Нарнии», а также несколько самостоятельно снятых фильмов, в том числе мелодраму «P. S. Я люблю тебя». Ожидать от такого специалиста чего-нибудь незаурядного сложно, но крепкий ремесленник честно работает над продуктом, который, кажется, придумали маркетологи в ответ на вопрос:
«Что мы предложим читать и смотреть аудитории 13—18, когда она закончит с «Сумерками»?»
Ответ не выглядит халтурой. Во всяком случае, эта история формально ни в чем не уступает саге, которая стала одной из самых популярных киноэпопей последних лет. Более того, действие здесь не провисает в получасовых обменах взглядами и репликами, состоящими из имен героев, а раз в 15 минут случается какая-нибудь непротивная (с поправкой на специфику жанра) визуальная виньетка: то изящно провалится в пространственно-временной континуум герой, то стены дома превратятся в девичий альбом со стихами, то героиня переоденется под настроение в готическую принцессу.
Сложно требовать многого, когда в подростковых франшизах про магию и томление первой любви решающим фактором для успеха становится не тонкая режиссура или сценарное мастерство, а подбор актеров. Диалоги могут быть убоги, мизансцены сколь угодно примитивны, но,
если ответственные лица угадали с мальчиком и девочкой, девочки пойдут в кинозалы, а заодно приведут и мальчиков.
В данном случае по поводу мальчика есть сомнения. Альден Эренрайх сыграл в двух недавних фильмах Фрэнсиса Форда Копполы — «Тетро» и «Между», и, пожалуй, ему бы больше подошла роль существа посложнее, но и тут кое-что удается. Большую часть времени карикатурный оптимистический идиот, его
Итан время от времени срывается и выдает монологи от лица человека, кое-что понимающего о жизни.
Зато с девочкой все в полном порядке. Юная актриса австрало-новозеландского происхождения Элис Энглерт мало где снималась, но, как и героиня, происходит из интересной семьи: ее мама — оскаровский лауреат и обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Пианино» Джейн Кэмпион. Даже в самых провальных с точки зрения драматургии сценах Элис удается сохранять живость, легко переключаясь между образами барышни из романов Джейн Остин и начинающей ведьмы (сами обладатели сверхъестественных сил настаивают на политкорректном термине «заклинатели»). Так что, если целевая аудитория не решит вдруг бунтовать против расчетливости голивудских продюсеров, все у картины должно сложиться хорошо — расчет-то верный.