Букет соперников бельгийца Готье и новозеландки Кимбры в главной номинации «Запись года» был довольно разношерстным: на главную награду претендовали инди-рокеры The Black Keys с песней «Lonely Boy», псевдо-кантри певица Келли Кларксон с прочувствованным хитом «Stronger», поп-певица Тейлор Свифт с «Thinking Bout You». А также инди-поп проект FUN с кричалкой «We Are Young» — эта песня была признана «Песней года».
Заслуги The Black Keys отметили в «жанровой» номинации: их альбом «El Camino» был назван лучшим в стиле рок, композиция «Lonely Boy» — лучшей рок-песней, а её исполнение на концерте — лучшим рок-выступлением.
Альбомом года американские музыкальные академики назвали «Babel «английской фолк-группы Mumford&Sons; забавно, что британцы претендовали также на награду за лучший альбом в стиле «американа», а также за лучший рок-альбом. Кроме них награды за лучшую пластинку ожидали те же FUN и The Black Keys, рэпер Фрэнк Оушен, а также бывший участник группы White Stripes Джек Уайт.
И, честно говоря, на фоне присутствия в этой категории его дебютного сольного альбома «Blunderbass» такой выбор выглядит совсем неочевидным.
Выигравшие «Песню года» FUN были названы и лучшими новыми артистами: выбирать академикам пришлось между американскими рокерами Alabama Shakes, кантри-певцом Хантером Хэйсом (градусом своего сладкопевчества приближающимся к Келли Кларксон), уже упомянутым Френком Оушеном и американскими фолк-музыкантами The Lumeneers, своим звуком сильно напоминающими раннего Боба Дилана.
Триумфатор прошлой церемонии Адель, пребывающая в данный момент в декретном отпуске от поп-музыкальной работы, тем не менее удостоилась «граммофона» за лучшее концертное исполнение песни «Set Fire to the Rain» с альбома «21».
А Готье и Кимбра, триумфаторы года нынешнего, взяли «Грэмми» еще и в категории «лучшее живое выступление дуэтом или группой».
Соперники в этой номинации у их «Somebody That I Used to Know» были серьезные. Помимо «We are Young» триумфаторов FUN с ними соперничал проект LFMAO с плясовым хитом «Sexy and I Know It» и «Payphone», совместный трек группы Maroon 5 и хип-хоп-исполнителя Уиза Халифа. Кларксон удостоилась статуэтки за лучший вокальный альбом.
Одна из самых увлекательных схваток развернулась за лучший рок-альбом:
The Black Keys одержали в ней сокрушительную победу: они оставили за бортом и популярнейших Coldplay с их альбомом «Mylo Xyloto» (уже второй подряд плод сотрудничества группы с гениальным продюсером Брайаном Ино), и американского рок-ветерана Брюса Спрингстина с его записью «Wrecking Bell», и даже британцев Muse с их «2nd Law» (на котором они вплотную приблизились к звучанию Queen).
Без «граммофона» оставили и Джека Уайта с его «Blunderbass». Если бы к этой компании добавился Пол Маккартни с его альбомом «Kisses On The Bottom», количество странного на этой церемонии приблизилось бы к критической отметке, но, к счастью, он удостоился награды за лучший традиционный вокальный альбом.
Правда, эта номинация не относится к категории престижных, так что сэру Полу придется самому решать, успех это для него или нет.
Среди других интересных «неудачников» Бьорк со своим мультимедийным альбомом «Biophilia», уступившая «граммофон» за лучший альтернативный альбом пластинке «Making Mirrors» того самого Готье.
Интересно, что в одной категории с ней «граммофоны» обошли и великого Тома Уэйтса с его последней записью «Bad As Me», а также необыкновенную фолк-певицу Фиону Эппл, выпустившую в прошлом году запись под длиннющим названием «The Idler Wheel Is Wiser Than The Driver Of The Screw And Whipping Cords Will Serve You More Than Ropes Will Ever Do».
Нынешнюю «Грэмми» едва ли можно назвать революционной, хотя несколько интересных трендов на ней все-таки обозначились.
Например, американские академики наконец отступили от обычая выбирать одного триумфатора и заваливать его «граммофонами» с ног до головы, как это было в прошлом году с Аделью (6 статуэток из 6 возможных в 2012 году), а в 2010-м с Бейонсе (такой же результат). На этот раз чемпионом по количеству наград стали интересные американцы The Black Keys, однако к своему первенству они пришли отнюдь не через главные двери: четвертую статуэтку вдобавок к трем «роковым» им принес лидер группы Дан Ауэрбах, получивший награду как лучший продюсер.
Что же до победителей в главных категориях, то тут Американская музыкальная академия проявила удивительную, несвойственную ей прежде чуткость — наградила песни, звучавшие в последние погода буквально из каждого утюга. Дискотечный гимн молодости «We Are Young» в исполнении инди-поп-проекта FUN стал чемпионом по ротациям на музыкальных телеканалах и радиостанциях и англоязычного мира, и Восточной Европы. А степень заигранности «записи года» хорошо демонстрирует вот этот пародийный ролик — два молодых американца едут в автомобиле, обсуждая, как сильно им надоела песня Готье и Кимбры, однако через некоторое время, не в силах себя сдержать, начинают голосить прочувствованный припев.
Обе эти песни стали даже не хитами, а мемами, и академикам ничего не оставалось, как констатировать этот факт.
Правда в таком случае абсолютно непонятно, почему был полностью — даже на уровне номинаций или выступления на церемонии — проигнорирован корейский рэпер PSY, чей хит «Gangnam Style» заработал более миллиарда просмотров на Youtube и надолго обосновался во всех чартах мира. Увлечение этой песней и этим видео носило характер пандемии, а с возбудителем инфекции пришлось встречаться самому генсеку ООН Пану Ги Муну.
Напоследок стоит отметить полную неудачу российских номинантов в симфонических и оперных категориях.
Дирижер Владимир Юровский претендовал на статуэтку вместе с Лондонским филармоническим оркестром, в котором работает приглашенным дирижером, за исполнение оперы «Похождения повесы», однако уступил исполнению «Кольца Нибелунгов» Вагнера в обработке Джеймса Ливайна и Фабио Луизи. Валерий Гергиев, записавший с тем же Лондонским филармоническим «Симфонические танцы» Рахманинова, уступил статуэтку произведению Джона Адамса «Harmonielehre: Short Ride in Fast Machine» в исполнении Майкла Тилсона Томаса и симфонического оркестра Сан-Франциско.