Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Миг между возможным и вероятным

В ГЦСИ выставочный проект «Фотография будущего»

Российско-германский выставочный проект «Фотография будущего» в ГЦСИ настаивает на том, что объектив фотокамеры может увидеть не только текущую действительность, но и перспективы грядущего.

Насчет того, что фотография не всегда и не обязательно документ, сказано очень много. Пожалуй, современная публика уже и перестала относиться к фотоизображениям так, будто они являются простыми слепками реальности. От года к году пополняется набор технологий, позволяющих манипулировать якобы документальными картинками, а заодно и сознанием зрителя. Так что словосочетание «фотография будущего», вроде бы парадоксальное и фантастическое, на практике вряд ли кого-нибудь удивит.

Другое дело, что под этим слоганом понимают кураторы и художники, в чью задачу не входит реклама продукции «завтрашнего дня» и продвижение моделей одежды для следующего сезона осень-зима.

Когда кураторы Екатерина Лазарева и Эстер Рюльфс обращались к избранным ими авторам из России и Германии с предложением поучаствовать в этом проекте, они, вероятно, подразумевали какую-то отчетливую установку. Может быть, даже позволяющую придать «фотографиям будущего» некие общие стилевые признаки, которые бы уверенно отделяли этот материал от «фотографий настоящего». Однако чуда все-таки не произошло: экспонаты выставки соединяются в единое целое исключительно за счет кураторской риторики, а не в силу визуальных свойств. Магнитное поле, удерживающее фотографии разных авторов вместе, получилось не очень сильным, и зрителю надо постоянно разогревать в себе интерес к заявленной теме, чтобы не забывать, о чем именно идет речь.

Впрочем назвать это обстоятельство серьезной претензией к устроителям вряд ли справедливо. Нет рецептов, гарантирующих убедительные и недвусмысленные результаты при той задаче, за которую взялись участники проекта.

Исходный посыл, впрочем, понятен: раз нельзя путем нажатия кнопки спуска зафиксировать нечто, что еще не произошло, то «фотографии будущего» должны возникать преимущественно за счет смысловых сдвигов.

Скажем, Ольга Чернышева в серии «Фьючерсы» сопоставляет реальных банковских клерков с рекламными образами, украшающими стены офиса. Нетрудно догадаться, что таким образом запечатлевается зазор между «сейчас» и «потом». Существование в этом пространстве мало отличается от обыденного, если только не взглянуть на него глазами художника, улавливающего тревожную абсурдность ситуации. Похожим образом поступает и Антон Курышев в серии «Десять фотографий»: портреты обычных наших современников на фоне урбанистики соседствуют со своеобразной «камерой обскурой», продолговатым черным ящиком, в глубине которого сияет групповой снимок.

Мораль проста: сегодняшние индивидуумы незаметно для себя сплачиваются в завтрашний социум.

Разумеется, художественная футурология немыслима без раздумий о судьбах «нового поколения». Исследовать этот аспект пробует Ева Ляйтольф, фотографирующая спальни в мюнхенском приюте для несовершеннолетних беженцев-мигрантов. Самих героев не видно – то ли их на обед отправили, то ли на беседу с психологом. В кадре присутствуют только убранные кровати, личные вещи и картинки, пришпиленные на стену. Зрительская задача-минимум – догадаться, что за детишки здесь обитают, откуда и зачем прибыли в чужую страну. Задача-максимум – понять, что ждет их в будущем, да и всех нас заодно.. В цикле Йенса Зундхайма «Царство науки» люди тоже отсутствуют: за них должно говорить окружение в виде университетско-лабораторных интерьеров. Напряженная нацеленность на грядущее создается здесь за счет выверенных стыков между отдельными кадрами, которые сами по себе вполне нейтральны.

Обнаруживаются и другие подходы к проблеме. Скажем, Владислав Ефимов играет с конструктивистскими ракурсами в серии «Под ногами и над головой», соединяя «верхнее» и «нижнее» в общие модули.

Получается иносказание: будущее, подгоняемое когда-то авангардистами, давно наступило – и что в нем такого, за что стоило биться?

А вот Беате Гютшо втайне напирает на тему прав сексуальных меньшинств, производя аллегорические натюрморты со сверхвысоким разрешением. И такой постановке вопроса не откажешь в закономерности: действительно, ЛГБТ-сообществу вряд ли суждено в скором будущем сойти с исторической сцены… Дуэт Саши Пофлеп и Криса Вёбкена свою концепцию грядущего строит на симуляциях и провокациях, норовя выдать в серии «A History of Speculation» мнимость за действительность и наоборот. А Софья Гаврилова в цикле «Новая Москва» идет по пути якобы наивного «украшательства», пририсовывая синей акварелью поверх видов окраинных новостроек едва заметный флер приближающегося благоденствия. Словом, сценарий у каждого из участников свой, и сумма их не рождает какой-то сверхидеи, способной превратить альманах в манифест. Но, может, оно и к лучшему: манифестация будущего чревата исполнением. Приятнее о нем просто поразмышлять или же погадать на кофейной гуще, если уж совсем неймется.

Новости и материалы
Российский дипломат оценил слова Каллас о том, что мирное население РФ не гибнет от ВСУ
Россияне осудили депутата, предложившего пенсионерам работать
На Украине сообщили о повреждении ТЭЦ на юге страны
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Задержан рейс из России в Египет
Минобороны сообщило о суточных потерях ВСУ в Курской области
Песков обвинил Украину в нежелании «отвечать за слова»
В Совфеде раскритиковали слова спецпосланника Келлога о России
Российский хоккеист «Рейнджерс»: хочется играть и представлять Россию
Петербургская пенсионерка обварилась кипятком в ванне и не выжила
В Кремле заявили, что Россия будет учитывать прежний обман со стороны Запада
Все новости