Арти (Билли Кристал) и Диана (Бетт Мидлер) — пожилая и чрезвычайно благополучная пара; Арти, правда, только что уволили с работы спортивного комментатора при заштатной бейсбольной команде, потому что его нет в Facebook. В один прекрасный день пара получает от дочери и ее мужа предложение недельку повозиться с внуками. Отпрыски мало того что живут в жутком «умном» доме, напичканном гаджетами, так у каждого еще и ворох личных проблем. Молодые родители одержимы контролем, а также чересчур либеральными и креативными методами воспитания.
У внучки синдром отличницы-неврастенички. У одного из внуков проблемы с дикцией и хулиганами. У другого воображаемый друг-кенгуру и рыжие волосы, что тоже источник стресса: вся остальная семья — шатены.
Обычно в таких фильмах дед и бабка начинают диктовать отпрыскам свою железную волю и быстро воспитывают всех, как надо. Но «Родительский беспредел» — не тот случай:
у здешних стариков и у самих-то проблемы с верой в себя.
К тому же по прибытии выясняется, что внуки гораздо больше любят родителей папы, а не мамы. У Арти и Дианы тут же начинается приступ профессиональной ревности, и они решают стать идеальными предками.
Мастер-класс длится почти два часа, и по состоянию на середину января это самое трогательное зрелище, которое вы можете увидеть в кино в этом году. Фильм очень предсказуем: с самого начала понятно, что семейным психоанализ завершится всеобщим преодолением трудностей, но в нем есть место для пары нетипичных для Голливуда сюрпризов. Главными поставщиками шуток здесь поначалу кажутся дети, лупящие взрослых битой между ног и стреляющие из водяных пистолетов в том же направлении,
но инициатива очень быстро переходит к Билли Кристалу, и весь фильм наполняется его фирменным ленивым сарказмом.
Доброе ехидство все время чередуется с искренней же сентиментальностью — например, танцевальными номерами для всей семьи. Несколько раз все внимание бесцеремонно стягивает на себя Мариса Томей, играющая дочку героев подчеркнуто театрально.
Напрасно пять лет назад ей не дали «Оскар» за самоотверженную роль стриптизерши в «Рестлере»: у этой актрисы большая власть над залом.
Говорить об актерах в случае с «Родительским беспределом» вообще гораздо уместнее, чем о самом фильме, потому что с ним-то все как раз ясно, а вот они полны сюрпризов. Жизнерадостную бабку Диану играет Бетт Мидлер, чья внешность — среднее арифметическое между Мэрил Стрип и Барбарой Стрейзанд — кажется очень родной, но на самом деле мы не знаем об этой актрисе толком ничего. А она звезда бродвейских мюзиклов и дюжины хитов 70-х и 80-х, обладательница «Золотого глобуса», «Грэмми», «Эмми» и «Тони» и неоднократная номинантка на «Оскар».
Еще интереснее судьба Билли Кристала, о котором мы, если начистоту, знаем только то, что он сыграл того самого Гарри, который встретил Салли, был психиатром Роберта де Ниро в великой гангстерской комедии «Анализируй это» и провел бессчетное множество церемоний «Оскара». Последнее время Кристала было почти не видно на большом экране, поэтому выход «Родительского беспредела» — отличный повод узнать о нем больше. Например, что в судьбоносном фильме «Когда Гарри встретил Салли» Кристал снялся в сорок лет, поэтому и для зрителей, и для продюсеров он остался актером без четкого амплуа. С одной стороны, вечный студент (в «Родительском беспределе» об этом шутят), с другой стороны, подозрительно лысый.
Все нулевые Кристал провел, озвучивая мультфильмы, поэтому новая встреча с ним шокирует: вечнозеленый Гарри из главной романтической комедии всех времен превратился в дедулю.
При этом семейное кино для него — явно не вынужденная мера по трудоустройству перед окончательной пенсией, как для многих сверстников из Голливуда. Кристал весь в этой теме: в 2005 году он получил премию «Тони» за двухактный моноспектакль «700 воскресений» о своем детстве и отношениях с родителями. Сам написал и сам сыграл.
Судя по рецензиям западных критиков, «700 воскресений» — что-то среднее между Вуди Алленом, Джорджем Карлином, Сэлинджером и, добавим от себя, Гришковцом. Исповедь нежного сердца, так сказать.
Возможно, поэтому «Родительский беспредел» и кажется более мудрым и добрым, чем любая семейная комедия с настоящими Дастином Хоффманом и Барброй Стрейзанд, а не их менее успешными дублерами.