Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Прибытие поезда с клюквой

«Анна Каренина» Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда вышла в официальный прокат

«Анна Каренина» Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда вышла в официальный прокат. И, кажется, показала российскому зрителю его самого.

Маленький Сережа запускает игрушечный поезд по игрушечной России из столичного Петербурга в провинциальную Москву. В поезде этом мама мальчика и жена высокопоставленного чиновника Каренина (Джуд Лоу) Анна (Кира Найтли) знакомится с княгиней Вронской (Оливия Уильямс). А прибывает уже полноразмерный, но все еще далекий от реального, ведомый щедро укутанным бутафорским снегом паровозом состав на вокзал, который оборачивается театральной декорацией-трансформером. Подмостки легко превращаются то в канцелярию Стивы Облонского (Мэттью Макфейден), то в комнаты дома Каренина, то в бальную залу, где Кити (Алисия Викандер) глазами, полными слез, смотрит на череду танцев графа Вронского (Аарон Тэйлор-Джонсон) и Карениной.

Только в русское поле, которое косит с мужиками Лёвин (Домналл Глисон), сцена превратиться не может или не хочет, и кинокамера выскальзывает на вольные просторы.

Вольные просторы, впрочем, оказываются декоративнее любых декораций.

Англичане — режиссер Джо Райт и драматург Том Стоппард — неоднократно брались за серьезную работу с литературой в кино: первый экранизировал «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Искупление» Иэна Макьюэна, второй еще в конце 1970-х написал для Райнера Вернера Фассбиндера сценарий по набоковскому «Отчаянию». Райта вполне можно окрестить формалистом: достаточно вспомнить восьмиминутный проезд камеры по истерзанному войной пляжу в том же «Искуплении». Стоппард любит игры: то перепишет «Гамлета», сделав центральными персонажами однокашников принца датского («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), то пустится фантазировать о жизни самого Шекспира («Влюбленный Шекспир»).

Со Львом Николаевичем эти двое обошлись без церемоний: достали из реквизиторской избитое выражение «весь мир — театр», отряхнули и сделали центральным образом-приемом своей постановки.

Все остальное сработано по правилам, заданным этим афоризмом. Экранизация романа — уже довольно сомнительная затея, зачастую превращающая литературный текст в произнесение вырванных из него слов на фоне иллюстрирующих сюжет движущихся картинок. Райт и Стоппард берут роман, переносят его на сцену и

снимают результат на камеру, пытаясь совмещать трюки двух разных медиумов: театрального и кинематографического. Соединяют трансформации сценического пространства с монтажом.

Толстой описывает, как на балу мир вокруг Карениной и Вронского словно остановился и перестал существовать — и мало в кино более избитых приемов, чем остановить в кадре движение вокруг увлеченных друг другом героев, но Райт доводит его до по-своему прекрасного абсурда. Все, кроме двух, артисты и статисты замирают в танцевальных позах, как если бы на сцене попытались воспроизвести кинематографическую остановку театральными средствами, чтобы затем предъявить результат в кино.

И так во всем. Нападение — лучшее защита. Трудно избежать обвинений в клюкве, когда берешься за всем известную (чаще, правда, понаслышке) классику, но можно развесить столько клюквы, да еще в сахаре, что любые обвинения покажутся смехотворными. Если барин косит траву, то под «Во поле березка стояла...». Если идет снег, то как под стеклянным колпаком сувенира. Если Каренин впадает в отчаяние, то у самой рампы, растворяясь в гаснущем свете. И где-то на колосниках пьет горькую пустившийся во все тяжкие брат Константина Лёвина Николай.

И паровоз является Анне во глубине зеркального отражения.

Бессмысленно оценивать проделанную работу, сопоставляя с первоисточником, да и с другими обращениями к нему тоже. Недавняя «Анна Каренина» Сергея Александровича Соловьева была лучше, талантливее, пронзительнее. Была ли она ближе к букве романа? Сложно высчитать, да и как? По количеству поместившихся в фильм событий из книги? Построчно? Про близость к духу первоисточника лучше и не заводить разговор, оставив его любителям однокоренного обесцененного почти до обсценности слова «духовность».

Собственно, здесь вполне можно было бы закруглиться с рецензией на картину, объявив ее парадоксальным праздником жизни и кино-театральной машинерии, но реакция на нее представляется достойной отдельного разговора. Театральный фильм по-театральному, лучом света на авансцену, демонстрирует не только героев Толстого, но и зрителей, в частности — российских. Возмущение «несерьезным» отношением к «великой русской культуре» практически гарантировано публике, склонной размышлять в подобных категориях.

Последовательно эту точку зрения формулирует Дмитрий Быков в своей рецензии на сайте openspace.ru (где заодно превращает обличение британцев, поиздевавшихся над великим романом, в обличение родной культуры, не давшей ничего всемирно значимого за последние сто лет и пребывающей в упадке). Примерно в третьем же абзаце своего текста Быков попрекает культурного режиссера Райта и еще более культурного драматурга Стоппарда в отсутствии пиетета перед Толстым.

И, следуя странной логике, заключает: если англичане превращают великий роман в кукольный домик, это непременно значит, что они издеваются над романом, а заодно и над всей великой русской культурой.

Великая культура, конечно, тяжелый груз и большая ответственность. Англичане, тоже носители великой культуры, относятся к этому грузу в принципе легче, что позволяет им равно любить и роман, и кукольные домики. Да даже если это не просто кукольный домик, а распоследний Polly Pocket (это примерно то же самое, но в гораздо более вопиющей форме пластикового сундучка), даже тогда сложно сделать вывод о презрении к русской культуре. Живые люди любят и «поллипокеты».

«Анна Каренина» Райта и Стоппарда не является издевательством над русской культурой, потому что создана в рамках культуры с другим устройством. Культуры, в рамках которой не зазорно было написать «Гордость и предубеждение и зомби».

Кстати, автор «Разума и чувств и морских чудищ» американец Бен Уинтерс уже написал роман «Андроид Каренина».

Высокое или низкое? Пародия или всерьез? Китч или эстетство? Культура или варварство? Слишком много риторических вопросов — дурная проекция эпохи. Конечно, можно даже и возмутиться и тому, как у Райта показан вальс на балу. Что за танцы такие?

А это режиссер позвал талантливого бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи, чтобы тот не реконструировал бал, а скорее деконструировал его.

И Шеркауи придумал эти движения рук, в которых можно найти ту плотскую страсть, которую описывает Толстой и которая приведет к невероятно китчевой любовной сцене (ее стоит перечитать перед походом на фильм). А с другой стороны, это просто очень красивые движения рук. И когда в кадре не танцуют, хореография тоже остается: в том, как двигаются герои, как держат спины, как расходуют жесты. То есть это не просто театр, это еще и балет.

Действительно, совсем распоясались англичане, танца паровоза на них нет. А мог бы и быть.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости