Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ирония в глазах смотрящего

В Третьяковке открылась выставка «Украшение красивого», выясняющая, что общего у китча с высокой культурой, на примере искусства советского времени

Выставка «Украшение красивого» в Третьяковской галерее на Крымском Валу соединяет народный наив с рафинированным концептуализмом, а классику — с пародией.

Еще можно иногда услышать, как изобразительные искусства по старинке называют изящными, но стоит признать: стремление к изяществу, равно как к формальной красоте или колористической гармонии, нынешним художникам не очень свойственно.

Добровольный и даже демонстративный отказ от этих вековечных задач объясняется разными причинами. Проще всего сказать, что возведение в культ всяческих красивостей чревато впадением в коммерческий гламур, а это никак не коррелирует со статусом «думающего автора», за который все активно борются. Однако гламур, в свою очередь, тоже эволюционирует, и никогда не угадаешь, в какой момент вчерашний андеграунд вдруг будет взят в оборот режиссерами дольче виты. Можно увидеть объяснение феномена и в том, что наша эпоха чем дальше, тем становится все более циничной и ироничной — мол, искателей гармонии окружающие не поймут и попросту засмеют. Или еще можно подойти к вопросу с точки зрения авангардной традиции, которая воздыхать о прекрасном категорически не велит. Словом, толкований много, а вывод один:

дороги искусства и привычной красоты расходятся все сильнее.

Кураторы нынешней выставки Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев из отдела новейших течений ГТГ не то чтобы задумали насильственным образом свести эти дороги опять воедино, но решили все же проверить, насколько уживаются в общем пространстве профессиональные опусы с образчиками наива — вплоть до тех самых картин на клеенках, что рекламировались на базаре призывом «налетай, торопись, покупай живопИсь».

Многочисленные вариации на тему «Трех богатырей», «Аленушки», «Охотников на привале» и «Утра в сосновом лесу»

вместе с оригинальными, но вполне архетипическими сюжетами анонимных авторов были позаимствованы из Музея традиционного искусства народов мира; остальное набиралось в фондах Третьяковки, частных коллекциях и мастерских художников.

Подзаголовок «Элитарность и китч в современном искусстве» подразумевал, что две упомянутые здесь категории не так уж и полярны, а то и вовсе родственны.

Особым откровением этот постулат, впрочем, считать нельзя. Включать в актуальные выставки живопись примитивистов и фольклорные предметы начинали еще столетие назад — так поступал, к примеру, Михаил Ларионов на групповом авангардном показе под названием «Мишень» в 1913 году, провозгласив «всечество», «признание всего». Главное смысловое отличие теперешней выставки от давних экспериментов состоит, пожалуй, в том, что

устроители (как и многие авторы) проникнуты сейчас не столько новаторским пафосом, сколько здоровой иронией.

Идеалы народного искусства и стереотипные представления о красоте не вызывают в современных художниках ни малейшего благоговения, однако свою элитарность они предпочитают демонстрировать, используя как раз китчевые приемы. Этот симбиоз приобретает самые разные формы — начиная со стилизаций наива (таким методом, в частности, еще в советское время пользовался Аркадий Петров, переносивший на холсты мотивы из самодельных открыток) и заканчивая хитроумными концептуальными проектами вроде «Выбора народа» Виталия Комара и Александра Меламида.

Отцы-основатели соц-арта в середине 1990-х провели социологические опросы населения в нескольких странах и на их основании создали «лучшие» и «худшие» картины с учетом «мнения потребителя».

Повсюду «худшими» были признаны абстрактные изображения, а вот насчет того, что считать «лучшим», возникли разночтения. Американцам больше всего хотелось бы видеть на картине горный пейзаж с озером, оленей, дружную ячейку общества и Джорджа Вашингтона. Выбор россиян состоял отчасти из сходных элементов (лесное озера и счастливая семья), но дополнительно должны были фигурировать бурый медведь и Иисус Христос. Эти и некоторые другие плоды «социологического искусства» от Комара и Меламида вполне логично представлены в экспозиции, посвященной китчу с элитарностью.

Название выставки позаимствовано у довольно давней, конца 1980-х, серии Валерия Кошлякова, в которой автор не без глумления подкрашивал черно-белые фотографии артистов театра и кино.

Нечто похожее, кстати, но в коллажной манере проделывал еще раньше Вячеслав Колейчук. Надо заметить, экрану и сцене, вернее их образу в коллективном сознании, особенно крепко достается от участников проекта. Упомянуть хотя бы пародийную обложку журнала «Искусство и театр» за 2022 год (это не описка), которую придумал и изобразил на масштабном полотне питерский художник Андрей Хлобыстин.

Торжественная надпись гласит: «Премьера балета «Виктор Цой» на сцене Большого театра в постановке Георгия Гурьянова»; помпезная мизансцена из спектакля с портретом героя под слоганом «Цой — это мир» прилагаются.

От стебного «украшения красивого» авторы выставки то и дело норовят перейти к разоблачениям всех и всяческих культов и мифологем. Такая установка прямо противоположна фольклорной, однако в залах Третьяковки разные слои культуры сосуществуют неожиданно мирно. Нужно только верно настроить оптику зрительского восприятия, чтобы случайно не спутать трогательно-душевное с пародийно-критическим.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости