Альянс европейских и российских антикваров впервые сложился в 2004 году, инициатором процесса был знаменитый арт-дилер Ив Бувье, глава швейцарской институции Art Culture Studio. Меняя адреса (в последний раз перед кризисом-2008 салон проходил в Манеже), это мероприятие всякий раз символизировало респектабельность и обширные возможности западного художественного рынка. Но глобальные экономические проблемы привели к временному перерыву в работе салона. Могло даже показаться, что дело заглохло окончательно, однако упавшее было из рук Ива Бувье знамя перехватил Амори Шоме, представляющий компанию Expo Plus. Недавно мотор взревел с новой силой: устроители объявили о продолжении арт-ярмарки и пообещали очередной коммерческий показ с участием ведущих европейских галерей и некоторых отечественных заведений.
Место для проведения 6-го Московского международного салона изящных искусств было выбрано несколько неожиданное: до сих пор в Экспоцентре крайне редко происходили события, связанные с изобразительным искусством. Но организаторы польстились на выгодные условия. Экспоцентр представляет собой таможенную зону, за ввоз на территорию которой участники салона не должны платить пошлину, так что выбор площадки в немалой степени диктовался соображениями экономии.
Нельзя сказать, впрочем, что этот опыт оказался слишком удачным.
Многочисленные гости уже прохаживались по павильону, а монтаж целого ряда стендов был еще в разгаре. Неторопливые рабочие прибивали к стенам обивочную ткань, вешали с лестниц экспонаты и тянули ковровые дорожки, отпихивая посетителей. На некоторых стендах к моменту вернисажа отсутствовало электрическое освещение. Галеристы буквально хватались за головы, а приглашенный бомонд, начавший в последние годы отвыкать от традиционной российской расхлябанности, с грустью привыкал к ней снова.
С респектабельностью явно не складывалось, однако сквозь атмосферу всеобщего недоуменного раздражения все же удалось разглядеть, что прибывшие на салон произведения очень даже неплохи.
Здесь можно было встретить работы знаменитых художников разных эпох — Питера Брейгеля-младшего, Лукаса Кранаха, Хендрика Аверкампа, Бернардо Строцци, Клода Моне, Марка Шагала, Рене Магритта, Энди Уорхола. А в экспозиции аукционного дома Christie's обнаружилась даже композиция Сандро Боттичелли «Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем», принадлежавшая ранее семейству Рокфеллеров и рекламирующая будущие торги старых мастеров в Нью-Йорке. Да и мебель с ювелиркой предлагалась высококлассная.
Совершенно очевидно, что российский антикварный рынок до этого уровня не дотягивает, хотя наши соотечественники старались не ударить в грязь лицом и тоже предъявить что-нибудь весомое.
Общей картины российские галереи не портили, однако тягаться с парижской De Jonckheere или цюрихской Kunstberatung им было бы трудновато.
Хотя на пресс-конференции применительно к возобновленному салону и прозвучало слово «авантюра», иностранные участники, надо полагать, всерьез рассчитывали на дальнейшую экспансию на наш рынок. Достаточно сказать, что после долгого перерыва в Москву приехали 60% галерей из прежнего состава салона. Предыдущий опыт их вроде бы не отпугнул, но нынешний рестарт выглядел слишком уж шокирующим с организационной точки зрения. Возможно, Москва еще сумеет до окончания салона вернуть себе заочную репутацию сказочного Эльдорадо, однако опыт заселения на новую площадку для многих европейских антикваров останется незабываемым.