Кажущаяся дежурной фраза вокалиста Kasabian Тома Мейгана про «наконец-то мы добрались к вам», прозвучавшая в начале концерта в московском клубе-гиганте Stadium Live, на самом деле была наполнена искренним удовлетворением. Их нынешний московский приезд дважды переносился по разным причинам, а некоторые пессимисты продолжали шутить о вероятности очередной отмены шоу вплоть до выхода группы на сцену.
Что интересно, первой утвержденной датой их выступления в Москве было 8 марта, и, кажется, ее совпадение в гастрольном расписании с женским днем было не случайным, ведь Kasabian, образованные в конце 90-х выходцами из простых семей в маленьком провинциальном Лестере, сейчас занимают место группы-секс-символа. Оно стало вакантным после ухода с большой сцены их предшественников из 90-х — Blur и Oasis. Кстати, с последними они состоят в своего названном родстве: основатель группы, гитарист Серджо Пиццорно многократно рассказывал, что, именно послушав Oasis, «прозрел окончательно» и понял, какую именно музыку стоит в этой жизни играть (что довольно забавно, если учесть, что сутью Oasis было любовное копирование рока конца 60-х — начала 70-х).
Да и сам лидер Oasis Ноэл Галлахер неоднократно признавал в них преемников, а затем и критика назначила эту пятерку пижонов хранителями секрета рок-н-ролльного угара.
А потом и публика: все три альбома, предшествующие нынешнему «Velociraptor!», начинали с первого места в чартах и в итоге становились дважды платиновыми. И это в середине и конце нулевых, когда компакт-диски становились из товара сувенирами, а платить за скачанную музыку считалось дурным тоном.
Долгое ожидание, кажется, пошло группе на пользу: зал был почти полностью заполнен, а энергичное подпрыгивание и покачивание зрителей не утихало с открывающей «Days are Forgotten» до последних аккордов хита «Fire», не первый год служащего официальной песней английской футбольной премьер-лиги. И пусть так сильно повезло лишь одному треку, концерт убеждал, что и остальные синглы артистов могла ждать та же судьба. Электронные виньетки, характерные для альбомного звучания Kasabian, либо терялись за бульдозерным напором ритм-секции, либо были отданы трубе. И если за свои записи Kasabian часто удостаиваются сравнения с группами манчестерской волны вроде Happy Mondays и Charlatanes, то на концерте получался настоящий, футбольный, корневой «стадион-лайв», больше напоминающий сочинения Марка Болана, Гэри Глиттера, групп Sweet и Slade.
Но если к качеству этой имитации и к вызываемой ею физиологической реакции придираться было невозможно, то со смысловой частью разобраться было существенно сложнее.
Коллеги-соотечественники Kasabian, играя в богов рока, апеллируют к иронии (как The Darkness) или встраиваются при помощи текстов в современный контекст (как Arctic Monkeys). Однако вокалисту Томасу Мейгану и гитаристу Серджо Пиццорно невдомек, что черные очки и кожаные куртки уже не являются неотъемлемыми атрибутами крутых парней.
Как бы эти пятеро ни хотели, они не способны оживить труп классического рока, а могут лишь работать медиумами, специалистами по связям с покойным.
И пока за кривляньями Мейгана можно разглядеть и расслышать голоса и драйв Джо Страммера из The Clash и Иэна Брауна из Stone Roses, наши герои будут собирать полные залы и выходить с церемоний многочисленных премий с наградами в руках. Но стоит ему — и на сцене московского концерта это было видно чрезвычайно четко —хоть на градус отклониться от образа, и за разрушившейся стеной аллюзий обнаруживается эрзац-звезда, не заполненный собственным содержанием сосуд.