В галерее Саатчи открылась выставка «Веселье – главная особенность Советского Союза», на которой представлены работы 18 российских художников из личной коллекции Чарльза Саатчи. Он же стал куратором экспозиции, расположившейся в самом сердце района Челси на двух этажах галереи. Выбор как художников, так и самих работ для экспозиции отражает, кажется, личный вкус галериста: среди авторов представленных работ есть и уже известные в России и на Западе Борис Михайлов, Гоша Острецов, Валерий Кошляков, и молодые художники: Ника Неёлова, Даша Шишкина, Анна Паркина, Елена Попова. Их работы представлены в самых разных техниках и материалах: здесь присутствуют фотография, инсталляции, живопись, скульптура.
Саатчи же, видимо, пришло в голову и название выставки, отсылающее к знаменитой фразе Сталина — «Жить стало лучше, жить стало веселее».
Однако у него есть ряд неточностей: практически все выставленные работы относятся к постсоветскому периоду, так же как и период творчества большинства их авторов. Да и лишь половина из представленных художников постоянно живет в России. Как пояснил во вступительном слове к каталогу выставки Дмитрий Озерков, директор отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, «быть русским сейчас зачастую означает иметь родителей, которые родились в СССР. Украинцев, грузин, граждан Прибалтики и людей из остальных постсоветских республик, живущих по всему миру, на Западе называют русскими».
«Нет одной школы или какой-либо группы, в которую входят эти художники», — отметила один из директоров галереи Ребекка Уилсон.
Особое внимание обращает на себя проект «История Болезни» Бориса Михайлова, ныне проживающего в Берлине, — фотохроника его родного Харькова после развала Советского Союза; в эту серию входит более четырехсот работ, в том числе и шокирующие портреты обнаженных бомжей, позировавших фотографу с конца 90-х. Впервые лондонцы познакомились с работами Михайлова в галерее Саатчи в 2000 году во время концептуальной серии «one person show» – индивидуальных выставок ведущих мировых современных художников.
Отдельный зал посвящен и «Энциклопедии русских криминальных татуировок» — черно-белой фото-коллекции Сергея Васильева, созданной в 1989–1993 годах. В течение 30 лет Сергей Васильев работал фотографом в челябинской газете, а также тюремным смотрителем. Тогда же КГБ привлекло Васильева к каталогизации тюремных наколок — своего рода иконографии, несущей в себе тайные коды о совершенных заключенными преступлениях.
Среди экспонатов выставки — серия политических инсталляций Гоши Острецова «Криминальное правительство» и «Секс в большом городе».
Его работы — о политиках, которые «всегда носят маски», и «их можно заменить, чтобы люди ни о чем не догадались». Политические мотивы можно усмотреть и в работах Ники Неёловой, победительницы конкурса «Новые сенсации», проведенного галереей Саатчи в 2010 году: дочь известной российской актрисы представила на суд зрителей инсталляцию «Виселицы сегодня, памятники завтра».
Это не первая выставка, в которой Саатчи пытается показать западной публике то, о чем она, быть может, слышала, но не разглядела. Начиная с 2008 года он знакомит жителей Лондона с художниками из стран так называемых новых арт-сцен: сначала — Китая, затем — Среднего Востока, Индии, Германии, Кореи. Называющий себя «артоголиком», этот галерист уже добрых три десятка лет разыскивает перспективных художников и инвестирует в них. Так, именно Саатчи и его галерея во многом способствовали первоначальной славе знаменитого движения «Молодые британские художники»: одни из первых выставок группы, в которую входили ныне всемирно известные Дэмиен Хёрст и Трейси Эмин, проходили именно здесь, в Челси.
Интересно, что «Веселье…» входит в своего рода контрапункт с другой выставкой, открывшейся на последнем этаже галереи, — «Проламывая лед: московское искусство 1960–1980-х годов», организованный Фондом семьи Цукановых.. На ней выставлены 200 работ 24 андеграундных художников из Москвы, принадлежащих к более старшему арт-поколению, — Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Эрика Булатова, Олега Целкова, Виктора Пивоварова, а также соц-арт-дуэта Виталия Комара и Александра Меламида. Взаимно дополняя друг друга, эти выставки вместе представляют объемный экскурс в советское, а затем постсоветское современное искусство. А вместе — составляют самую большую экспозицию русского искусства в Британии за последние пять лет: последняя экспозиция подобного масштаба проходила в Королевской академии искусств в 2008 году.