Калифорнийский тинейджер Джей Мориарти (Джонни Уэстон) с ранних лет не был склонен к компромиссам: хочу научиться кататься по волнам – расшибу лоб о доску, но поеду. С таким характером либо вверх, либо уж вниз – на дно, но, к счастью, повезло с соседями и друзьями. То легендарный серфер Фрости (Джерард Батлер) достанет наглотавшегося соленой пены пацана со дна, то сверстник (Тейлор Хэндли) покажет пару полезных движений. Переломный момент наступил, когда пятнадцатилетний Джей выведал секрет Фрости и его друзей: есть в отдалении от их городка пляж, куда на пару месяцев приходят исполинские волны-мэверики. Кататься на таких — смертоубийственное дело, так что
вопрос ставится ребром: либо Фрости научит Джея, либо тот все же угробит себя.
Кино про серфинг — это, конечно, заведомо товарней, чем какое-нибудь кино про горные лыжи или даже сноубординг: там сложно было бы часто и не без повода показывать красоток в бикини. Но все же в фильмах про субкультуры редко когда получается совместить достоверность со сколь-нибудь убедительной драматургией. Недаром же лучший фильм с катанием на серфах — это «На гребне волны» Кэтрин Бигелоу: полицейский триллер про охоту на грабителей банков, а не спортивная драма. Следом за ним идет мультфильм «Лови волну», где серфинг осваивает пингвин.
Собственно, сюжет «Покорителей волн», даром что основанный на реальной истории, мало чем отличается от сюжета того мультфильма. Юный неуступчивый талант, мудрый наставник, школа жизни под видом уроков равновесия. У пингвина, кстати, фамилия была Мэверик – как у этих самых шестиэтажных волн, на которые рвется Джей. Классическая история воспитания и становления. Классические проблемы у героя: мать-одиночка (Элизабет Шу), парень влюблен в старшеклассницу (Левен Рэмбин), а та стесняется дружбы с малолеткой, плюс с младших классов его невзлюбили местные гопники.
В общем, никаких откровений от сценария ждать не стоит, но и из рук вон плохим его не назвать.
Будут тренировки, разочарования, победы над собой: даже приятно, что авторы не стремятся нагнать драматизма, а пошагово объясняют, что надо делать хорошим парням, чтобы жизнь наладилась.
Режиссер Кертис Хадсон («Секреты Лос-Анджелеса», «8-я миля») избегает и откровенной фальши, и превращения фильма в серф-порно, а главное – не сильно отвлекает от главного: океан, волны, доски.
Видимо, помогло то, что идея экранизировать ключевой эпизод из жизни Джея, жившего в Калифорнии юного гения серфинга, принадлежала не желающим поживиться на чужих славе и увлечениях продюсерам, а актеру и по совместительству большому любителю катания Джерарду «Это Спарта!» Батлеру. Он с видимым удовольствием рассекал по волнам и, может быть, даже сыграл еще одну роль в одном из самых убедительных эпизодов: сбитым волной и неуверенно цепляющимся за скалу соратником Фрости вполне мог оказаться исполнитель одной из главных ролей, попавший в похожую ситуацию на съемках.
Увлеченность темой не всегда идет на пользу, но в данном случае все сделано правильно. И хорошо, что рассказчики не погнались за драматизмом, деликатно вынеся за скобки развязку истории. Можно было бы нагнать пафоса, но это ведь простое кино про простые радости простых ребят. Разве что слегка мучительно смотреть его в ноябрьской Москве.