Во время погони преследуемый маньяк (Иван Шибанов) ранит полицейского, а капитана полиции Михаила Михайловича Соловьева (Павел Деревянко) сбивает на угнанной машине – но и сам врезается в грузовик. Соловьев теряет сознание и приходит в себя уже в больнице. Он не может найти свой сотовый телефон, но окружающие не понимают, что он ищет, врач перепечатывает на машинке самиздатовскую копию «Доктора Живаго», по телевизору все три программы ведут прямую трансляцию речи Леонида Брежнева, номера автомобилей черные, а миловидная медсестра (Светлана Смирнова-Марцинкевич) вместо привычных куртки и джинсов вручает ему форму старшего лейтенанта милиции. К форме прилагается и удостоверение его отца Михаила Ивановича Соловьева, которого он не видел более тридцати лет и на месте которого теперь оказался.
На дворе вроде бы 1979 год, Советский Союз и бассейн «Москва» вместо храма Христа Спасителя.
Соловьев пытается разобраться, что происходит и как вернуться обратно, но события развиваются слишком быстро. Его начальник майор Котов (Олег Алмазов) пользуется случаем, чтобы уволить неудобного подчиненного, случайно встреченный иностранец только смеется в ответ на вопрос, не негр ли сейчас президент США, он слышит голоса, а коллеги списывают странное поведение старлея на последствия автомобильной аварии. А еще у него (вернее, у отца) есть дом, где живут жена (Карина Разумовская) и сын; для Соловьева из будущего – мать и он сам.
В понедельник, 5 ноября, Первый канал начнет трансляцию шестнадцатисерийного фильма «Обратная сторона Луны»:
российскую адаптацию британского сериала «Жизнь на Марсе» — «Life on Mars» — снял Александр Котт, постановщик вторых «Елок» и «Брестской крепости».
Британскую версию делал телеканал «Би-би-си». В ней сбитый машиной полицейский Сэм Тайлер проваливается в 1973 год: как раз в этом году отдельным синглом вышла сюрреалистическая композиция Дэвида Боуи «Life On Mars?», которая дала название сериалу и использовалась в его саундтреке. Тайлер оказывается в отделе по расследованию убийств якобы после перевода из таинственного центра Hyde; его методы кажутся коллегам слишком мягкими, а подход к следствию необычным, но эффективным. Тайлер постоянно конфликтует с начальником и коллегами, взламывает привычную жизнь полицейских, а еще он слышит голоса, считает, что находится в коме после аварии, и надеется вернуться домой.
«Жизнь на Марсе» шла два сезона (всего 16 серий), имела неплохой рейтинг (в среднем каждый его часовой эпизод смотрели 6,8 млн зрителей), получила две телевизионные премии «Эмми» (её международную версию) в категории «лучшая драма» и была номинирована на BAFTA. В 2010 году был снят спин-офф «Прах к праху» — «Ashes to Ashes»: в тот же участок, куда судьба занесла Сэма Тайлера, в 1981 году попал еще один детектив из будущего, на этот раз женщина. Американское телевидение также не обошло феномен «Жизни на Марсе» своим вниманием, правда второй сезон заказан не был.
Путешествия во времени – очень популярный фантастический прием, вот только ведут себя «попаданцы» по-разному. Янки из Коннектикута по воле Марка Твена смастерил при дворе короля Артура привычный для себя девятнадцатый век, Брэдбери посмотрел на «эффект бабочки» сквозь время, а Марти Макфлай из кинотрилогии Роберта Земекиса метался в прошлом, то наступая на «бабочек», то исправляя влияние своих поступков. Пытаются изменить прошлое (а соответственно, и будущее) и герои притчи Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Сейчас в России появилась мода на «попаданческую» литературу, когда герой или герои оказываются в гуще исторических событий и меняют их исход к вящей славе своей страны; справедливости ради стоит сказать, что мода на этот жанр пришла к нам с Запада. Наши литературные «попаданцы» толпами ходят к товарищу Сталину, чтобы установить командирскую башенку на Т-34 и победить в Великой Отечественной уже 23 июня 1941 года, переигрывают русско-японскую войну, спасают Павла Первого и Николая Второго или не пускают к власти Лжедмитрия, Брежнева и Горбачева.
Выбор поворотных точек в русской истории велик, если не вдаваться в подробности.
Герой британской «Жизни на Марсе» не пытается сотворить другое будущее: для него это бессмысленно, поскольку он уверен, что всё происходящее лишь плод его воображения. Конечно, иногда он не может сдержаться и немного улучшает то, что произойдет. То скроет документ, чтобы будущий маньяк получил пожизненное заключение вместо принудительного лечения, то попытается изменить судьбу своих родителей — последнее ему не удается: слишком сильно сопротивляется реальность, и всё остается на своих местах. Гораздо лучше у него получается ломка мировоззрения коллег из прошлого. Он постоянно убеждает их, что брать взятки, арестовывать подозреваемого без улик, вламываться в квартиры без ордера и выбивать показания с помощью ударов по лицу – неправильное поведение настоящего полисмена, и его усилия даже приносят некоторые результаты. Впрочем, временами он и сам подпадает под обаяние этих простых парней и начинает использовать грубые, но действенные методы, а в финале окончательно делает выбор в пользу прошлого.
Российский «попаданец», судя по анонсу Первого канала, выберет будущее. Но это не единственное расхождение двух версий — похоже, в ходе адаптации был создан оригинальный сериал, в котором с трудом можно узнать британский исходник. И дело даже не во внешних отличиях.
Англия мало изменилась с 1970-х, а вот в «Обратной стороне Луны» главный герой попадает в совершенно другой мир – вроде знакомый, но чужой.
Слишком много воды утекло за прошедшие тридцать лет, и то, что казалось естественным тогда, сегодня воспринимается совсем иначе. Более открытые люди, готовые на бескорыстную помощь, копейки вместо рублей, другая милиция-полиция, и даже хулиган какой-то не хулиганистый, а смешной, похожий на Федю из «Приключений Шурика».
Вживание Соловьева в новую обстановку действительно напоминает комедию.
Он то спросит «почему всё такое старое?», указывая на читающего по бумажке дорогого Леонида Ильича, то начинает доказывать окружающим, что «дивиди» — это не город в Грузии, то не справится с ручкой и накапает чернилами на портрет начальника. Иногда такие ситуации выглядят нарочито абсурдными: к примеру, вряд ли наш современник сорока лет от роду мог напрочь забыть, как переключать передачи на механической коробке.
Комедией, разумеется, дело не ограничится. Поздно вечером после трудного первого дня Соловьев придет домой – то ли к себе, то ли к своим родителям – и начнется трагедия, густо замешанная на мелодраме, в которой будет и любовь, будут и попытки изменить будущее. Но герою оказывается важнее понять, зачем простой капитан полиции вдруг оказался в прошлом. Ведь явно же не для того, чтобы учить своих коллег гуманизму, законности и толерантности: как раз с этими качествами у них всё оказалось в порядке – скорее, это полицейскому из будущего стоит поучиться у предшественников. Впрочем и это сравнение двух методов поддержания правопорядка в сериале не главное.
Фильм Котта пропитан ностальгией — не лубочной, в стиле «России, которую мы потеряли», а настоящей тоской по времени, когда деревья были большими, а трава – зеленой.
Нечто подобное собирались сделать авторы сериала «Восьмидесятые», но у них вышел именно лубок. А создатели «Обратной стороны Луны» — и съемочная группа, и актерский ансамбль — не забыли добавить объемности, рассказав о том, что посреди луга с зеленой травой было грязное болото, а чуть в стороне, за деревьями, – крутой обрыв. Ведь маньяки, подобные тому, которого ловил главный герой в будущем, были и раньше, до развала СССР, да и люди из некой «конторы», не любящие показывать документы, появились совсем не сегодня. И пусть Москву конца 70-х пришлось снимать в Минске, у зрителя вряд ли останется время на скрупулезное сравнение пейзажей.
Как признался продюсер «Обратной стороны Луны» Александр Цекало, они долго убеждали «Би-би-си», что адаптировать их материал «в лоб» — занятие бессмысленное. Слава богу, убедили, иначе могло бы получиться как в случае с хорошим американским боевиком «Рэмбо», превратившимся в плохой российский сериал «Кремень». А так получилась настоящая российская «Жизнь на Марсе».