«Тайный игрок»
В третьем игровом фильме документалиста Джеймса Марша (премия «Оскар» за «Человека на канате») Клайв Оуэн играет сотрудника британских спецслужб с кодовым именем Мак, который вербует сочувствующую Ирландской республиканской армии Колетт Маквей (Андреа Райзборо). Женщина, повязанная узами родства с бойцами ирландского сопротивления, становится невольным участником опасных контртеррористических и политических игр. «Все будет хорошо, никто не пострадает», — обещает герой Оуэна, и сразу становится понятно, что без жертв не обойдется. Тем более что начальство Мака (Джиллиан Андерсон) не разделяет его гуманистического подхода к работе с информатором. Триллер про предательства и двойные рокировки удостоился в прессе лестного сравнения с образцовой для этого поджанра лентой Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон», а режиссер проведет на фестивале мастер-класс «От документального к игровому кино».
четверг, 1 ноября, 19:30
воскресенье, 4 ноября, 17:00
«Проект «Ним»
Режиссер Джеймс Марш, получив «Оскара» за «Человека на канате» о французе Филиппе Пети, который прошелся без страховки по тросу между крышами нью-йоркских башен-близнецов, переключился на не менее примечательного героя — шимпанзе Нима Чимпски. Вскоре после рождения в 1973-м году Ним был помещен в человеческую «семью»: американский профессор Колумбийского университета Герберт Террас решил выяснить, способна ли обезьяна выучить язык жестов. Отсюда, кстати, и имя, данное примату в честь противника подобной гипотезы, лингвиста и философа Ноама Хомски. Ним стал жертвой науки и вольных 1970-х: одна из студенток Терраса кормила его грудью и угощала марихуаной, другие научные работники вели себя не намного разумнее. В итоге животное начало взяло верх, Ним стал покусывать людей и все закончилось печально. Марш перемешивает реальные хроники, инсценировку и прямую речь очевидцев и участников, чтобы превратить отчет о не самом удачном эксперименте в подлинную трагедию живого существа, с которым дважды обошлись не по-людски.
пятница, 2 ноября, 16:00
«День подарков»
До «Дня подарков» Бернард Роуз трижды переносил на экран произведения Льва Толстого, но большему числу зрителей скорее известен по недавнему фильму «Господин Ганджубас» — необязательному байопику про торговца марихуаной Говарда Маркса с Рисом Ивансом в главной роли. После лирико-наркологического отступления Роуз вернулся к творчеству классика русской литературы лентой, снятой по мотивам рассказа «Хозяин и работник». В день после Рождества (он и называется в Америке Boxing Day, то есть буквально «Коробочный день») ушлый риелтор (Дэнни Хьюстон) отправляется в заснеженные Скалистые горы, но нанятый им водитель сбивается с пути, а GPS-навигатор оказывается беспомощен. Постепенно двое мужчин оказываются все дальше от дома и цивилизации. Также на фестивале покажут второй толстовский фильм Роуза «Иван под экстази» (вариация на тему «Смерти Ивана Ильича») с тем же Дэнни Хьюстоном и Питером Уэллером, а сам режиссер проведет мастер-класс «Экранизация литературных произведений».
пятница, 9 ноября, 19:30
«Земляничные поля»
Две сестры, один мужчина, отголоски «Трамвая «Желание», что-то из «Правил виноделов», клубничные поля, прозрачный воздух, синее небо, велосипед, неофолк на саундтреке. Снятый камерой, которая норовит то скользнуть куда-то под земляничный лист, то взмыть под облака, фильм живописует треугольник, в котором интерес представляют только две стороны: мужчина (временами пугающе похожий на Берналя артист Эмун Эллиотт) здесь явно нужен как условный повод для столкновения женщин (Анна Мэйдели и Кристин Ботомли). Квазидевичье кино про женскую сексуальность и проблемы с рассудком обратило внимание ресурса Screen International на немолодую кинодебютантку Фрэнсис Ли (ранее она снимала для ТВ), которую издание включило в список звезд британского кино завтрашнего дня. На фестивале она и причастная к фильмам «Земляничные поля» и «Форест-Гейт» продюсер Миа Бейз примут участие в дискуссии на тему «Производство и продвижение малобюджетного кино».
понедельник, 5 ноября, 17:00
четверг 8 ноября, 21:30
«Форест Гейт»
Бен Дрю, он же рэпер Plan B, рос в бедном лондонском районе Форест-Гейт и жизнь пролетарских окраин знает хорошо (недаром ему доверили роль подонка, которому мстил герой Майкла Кейна в «Гарри Брауне»). Героем же протеста артист стал, когда после уличных беспорядков августа 2011 года написал песню «Ill Manors». Так же в оригинале называется и его режиссерский дебют, который покажут на фестивале. В песне борец за социальное равенство обличал тех, кто смотрит на жителей неблагополучных кварталов через призму стереотипов: мол, если капюшон на голову натянул — так сразу бандит, погромщик, наркоторговец и вообще отребье. Отчасти герои «Форест-Гейта» этим стереотипам соответствуют: торгуют наркотиками, грабят, за грубым словом в карман не лезут и бьют по лицу не задумываясь. Жесткая картина про выживание на злых улицах (автор вдохновлялся «Пушером» Николаса Виндинга Рёфна и фильмами соотечественника Шейна Медоуза) складывается из шести историй. Каждой из них соответствует хип-хоп-композиция, а одну из главных ролей сыграл еще один мастер слова и звезда фильмов «Дорога на Гуантанамо» и «Четыре льва» Риз Ахмед.
среда, 7 ноября, 19:30
воскресенье, 11 ноября, 17:00
«Пустошь»
Харви Миллер, грабитель-неудачник с разбитым лицом (набирающий обороты Люк Тредэуэй из «Чужих на районе» и «Музыка нас связала»), сидит в комнате для допросов и рассказывает детективу Весту (Тимоти Сполл), как его угораздило здесь оказаться. Как когда-то загремел из-за одного подонка на три года в тюрьму. Как вышел. Как решил отомстить. Как придумал хитроумный план. Как все пошло не по плану. Интрига построена на том, что Харви в данном случае не вполне надежный рассказчик. Понятно, что криминально-авантюрный фильм про бандитские дела в Ньюкасле наследует не столько классическому фильму про месть в том же городе «Убрать Картера», сколько «Обычным подозреваемым» Брайана Сингера и шарадам Гая Ричи, но британцы в таких шарадах традиционно хороши.
четверг, 8 ноября, 19:30
«Черный пруд»
Тихий британец пенсионного возраста Том Томпсон (Крис Лэнгем, исполнитель выдающейся роли унижаемого министра в великом сериале «В гуще событий») встречает старого знакомого с поэтическим именем Блейк (Колин Хёрли). Как сказать знакомого: Том не то что бы помнит Блейка, но Блейк так рад видеть Тома, что как-то неудобно расстраивать человека. Завязка напоминает прекрасный фильм «Гарри — друг, который желает вам добра»; в катастрофичности последствий встречи «Черный пруд» не уступает. Тихое британское семейство Томпсонов оказывается хранителем мрачной тайны, а режиссеры-дебютанты Том Кингсли и Уилл Шарп оказываются безудержными жонглерами, запускающими в зрителя анимационными вставками, псевдодокументальными съемками и роликами с YouTube. Их фильм задает новые стандарты фирменного английского абсурда.
вторник, 6 ноября, 21:00
«Киногид извращенца: Идеология»
За интеллектуальную работу с кино на фестивале отвечает звезда публичной философии Славой Жижек, который спустя шесть лет после первого «Киногида извращенца» вновь появляется на экране в продолжении фильма Софи Файнс. Объект заявлен новый — не столько кино, сколько сама идеология, — но метод тот же. Чтобы разобраться с такими явлениями, как капитализм, фашизм, консюмеризм, сталинизм или религия, лидер люблянской школы использует психоаналитический инструментарий для разбора «Таксиста», «Цельнометаллической оболочки», «Чужих среди нас», «Челюстей», «Триумфа воли», «Титаника», «Бразилии», «Заводного Апельсина» и еще нескольких классических лент. Как и в первом фильме, словенец всякий раз будет оказываться внутри разбираемого фильма.
воскресенье, 4 ноября, 19:00