Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

У гробовой доски сидели...

«Последняя сказка Риты» в прокате

В прокат выходит вторая игровая картина Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» — запредельный фильм о дружбе до могилы.

Потусторонние силы решают забрать к себе «красивую» душу Маргариты Готье, 1977 года рождения (Ольга Кузина). Рита попадает в больницу, где работает ее немного мрачная и выпивающая подруга Надя (Татьяна Друбич), там ее часто навещает неприятный и неуклюжий, но беззаветно влюбленный жених Коля (Николай Хомерики). Чтобы как следует подготовить Риту к самому важному событию в ее жизни, на землю командируется этакий ангел смерти, прекрасная дама с хорьком (Рената Литвинова), которая устраивается работать в «морговое отделение» под именем Тани Неубивко. Она становится подругой Нади и Риты и в момент смерти приходит провожать последнюю в желтом платье и с бокалом шампанского, как она того и хотела. Все потому, что «если смерть уважает человека, она должна прийти к нему заранее».

«Последняя сказка Риты», по сути, есть продолжение не осмысления, но ощущения режиссером волнующей темы декадентской густо накрашенной смерти.

Дебютировала Литвинова в 2000 году документальным фильмом «Нет смерти для меня», где она исследовала судьбы пяти известных русских актрис — Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Дальше последовал полнометражный художественный фильм «Богиня: Как я полюбила», где загадочная следователь Фаина в исполнении Литвиновой все пытается постичь ту самую «любовь как случайную смерть» (название песни Земфиры, ставшей саундтреком к фильму). Спустя восемь лет «В последней сказке Риты» Земфира — не только композитор, но и сопродюсер. Сама же мистическая героиня Литвиновой стала непосредственным воплощением смерти, обзавелась двумя земными альтер-эго и попыталась постичь уже другое, куда более спорное допущение - «дружба как случайная смерть».

В «Последней сказке Риты» перед нами все тот же запредельный мир старых зеркал, тонких сигарет и красной помады, рожденный не столько благодаря исторической или культурной стилизации, сколько в соответствии с вкусовыми предпочтениями самого режиссера.

Все женщины у Литвиновой экзальтированно красивы – тонкие, длиннорукие, курящие, литературные, выглядящие так нарядно, будто каждый день у них то ли день рождения, то ли свидание, то ли смерть.

Последние дни своей жизни в аварийном корпусе заброшенной больницы Рита ни на минуту не ослабляет боевую хватку — встречает растерянного раскисшего жениха при полном параде. Камера любуется женщинами и налюбоваться не может, к Литвиновой, Кузиной и Друбич присоединяются другие не менее живописные работницы больницы в исполнении Алисы Хазановой и Сатеник Саакянц.

В случае с работами Литвиновой давать оценку непосредственному художественному результату всегда сложно, не столько потому, что Литвинову либо любят, либо не смотрят, сколько потому, что

за платьями, бусиками и вздохами бывает трудно распознать что-то более значимое и осмысленное.

Как выразился по поводу нее писатель Дмитрий Быков, «наверное, ее надо все-таки судить по особым законам, признав существование жанра «Литвинова» — и честно сказав, что никто другой из работающих в этом жанре (а пытались многие) так ничего серьезного и не сделал». Однако фильм «Последняя сказка Риты» не только бесстыдно красив, но и отчаянно ироничен, что автоматически спасает его от обвинений и в чрезмерной эстетизации, и в банальной несерьезности. Таня Неубивко, ангел смерти с чучелом хорька, непосредственная и узнаваемо косноязычная («ой, ну это самое»), пьяная, в свете софитов, поет песню голосом Земфиры «Не надо со мной разговаривать, слушайте. Вы обязательно что-то разрушите»,

в кадре появляются мертвая рыба, платье без спинки для покойницы и шляпа из дымящихся сигарет.

Все это сложно воспринимать всерьез,

смерть у Литвиновой не только неотразима, но и сумасбродно смешна.

Помимо того что весь фильм окутан «смертельным очарованием», сквозь сигаретный дым и пары духов можно разобрать и безусловно любопытные культурные отсылки: старая заброшенная больница, формально находящаяся в Москве, всем своим патологоанатомическим обаянием напоминает «Морфий» то ли Булгакова, то ли Балабанова (тем интереснее, что на роль медсестры Полякова на место Дапкунайте сначала прочили Литвинову). Булгаковщины в «Последней сказке Риты» хватает: причитания ангела смерти Тани о том, что

«мэр этого города постоянно сносит красивые дома»,

хочется соотнести с аналогичными причитаниями Воланда из «Мастера и Маргариты» о москвичах, тем более что оба персонажа самовлюбленны, харизматичны и неравнодушны к живущим, кто — к гениальному Мастеру, а кто — к Риточке Готье, «красивой душе».

Чего нет в «Последней сказке Риты», так это как раз Мастера: женщины у Литвиновой куда более убедительны, чем мужчины.

Из немногочисленных мужских персонажей мы видим только зевающих престарелых врачей, ублюдка-патологоанатома, бросающего в трупы после вскрытия окурки, да молчаливого унылого Колю, Риточкиного жениха. «За ночь и за истекший вчерашний день все-таки умерло три человека, и все мужчины с мужского отделения, смерть их всех была ожидаема, и лечащий врач Дупель проводил с ними соответствующие мероприятия», — отчитывается героиня Хазановой. Несмотря на то что Коля по-настоящему опечален смертью Риты, мир «запредельных» литвиновских женщин ему так и остается непонятен, наверное, поэтому он в лице плохо играющего режиссера Хомерики то и дело вываливается из сюжета, и так рыхлого и запутанного, на глазах распадающегося на сны, образы и табачные кольца. Кажется, в «Последней сказке Риты» речь идет все-таки не о любви, а о чем-то более важном — например, о Тане и Наде, Риточкиных подругах. Потому что подругу, как и смерть, любая «красивая душа» должна знать в лицо, тем более когда это одно и то же.

Новости и материалы
Трамп потребовал разобраться с госдолгом США
Россиянка обвинила соседку в нападении и проведении ритуалов с ее фотографией
В Германии призвали к выходу страны из Евросоюза
Половина трафика YouTube перешла на российские платформы
Объекты инфраструктуры в подконтрольной Киеву части Запорожья получили урон
В Петербурге иностранец получил шесть лет колонии за нападение на подростка на вокзале
В Германии испугались заявления Путина о Трампе
Взорвавшему генерала Кириллова инкриминируют теракт
Житель Камчатки получил срок за пропаганду терроризма на рыболовном судне
На Евросоюз могут надавить, чтобы он отправил миротворцев на Украину
Голкиперу «ПСЖ» наложили более десяти швов после удара шипами в лицо
В поисках пропавшего на Камчатке самолета участвуют десятки спасателей
В Кремле перечислили самые частые вопросы россиян к прямой линии Путина
Стало известно о неудачной попытке ВСУ контратаковать в районе Макеевки в ЛНР
Испанию призвали отказаться от антироссийского курса
Техосмотр подорожает с 1 января
В РЖД уточнили число пострадавших в Мурманской области
Евросоюз захотел послать Трампу «четкий сигнал» по Украине
Все новости