Не слишком общительный подросток Виктор Франкенштейн одноклассникам предпочитает своего бодрого пса Спарки, а бейсболу — возню с кинопленкой и лабораторные эксперименты на чердаке. Но поскольку папа Виктора как раз тренирует школьную бейсбольную команду, то приходится идти на компромиссы. И когда мальчик в обмен на допуск к научному конкурсу берет в руки биту, случается непоправимое. Впрочем, непоправимым оно кажется ровно до того момента, когда срисованный с легенды жанра «хоррор» Винсента Прайса школьный учитель физики (в оригинале его озвучивает Мартин Ландау) пускает разряд электрического тока через мертвую лягушку и та триумфально вскидывает лапки.
В условиях повсеместного распространения компьютерного 3D известный эксцентрик Тим Бертон снял полнометражный кукольный черно-белый мультфильм про кладбище домашних животных, демонов науки и мракобесие обывателей.
Но это не привычный самоповтор, а своего рода авторемейк игровой короткометражки 1984 года, в которой юный Виктор Франкенштейн возвращал к жизни сбитого машиной бульдога и вызывал сильное недовольство соседей.
Соседей, воплощающих дикарство обывателя, Тим Бертон с годами любить больше не стал. Они так же легко, как в первом «Франкенвинни» или в «Эдварде Руки-ножницы», превращаются в толпу линчевателей, а виновниками любых неприятностей склонны назначать непонятных им ученых и чудаков. В одной из лучших сцен нового фильма учитель физики выступает с речью перед родителями учеников, называя взрослых невежественными, необразованными, тупыми идиотами, до которых уже не достучаться. Зато, отмечает он,
забраться в головы детям еще можно. Новость о том, что кто-то собирается лезть в детские черепные коробки, конечно, не встречает одобрения на родительском собрании.
Старая история, доведенная до полного метра и сработанная вручную, обрастает множеством деталей, которые должны радовать глаз и память любителя хорроров самого широкого диапазона.
То режиссер запрет героев в атакуемую телефонную будку Хичкока, но вместо птиц — какие-то гремлины. То выпустит на улицы городка подобие Годзиллы. Кладбище домашних животных, опять же, неспокойно себя ведет.
Хорош парад персонажей второго плана: один одноклассник похож на Бориса Карлоффа в картине «Франкенштейн» 1931 года; другой — горбун по имени Эдгар, то есть местный вариант Игоря, архетипического помощника многих безумных ученых из хорроров. Плюс странная девочка с не менее странным котиком на руках — котик, например, обладает пророческим даром. И, наконец, печальная соседка Эльза (в оригинале — Вайнона Райдер), которую в отсутствие родителей дядя-мэр заставляет сочинять гимн для дня города. Во-первых, у соседки есть кудрявая красотка-пудель, во-вторых, про родителей девочки в финале сообщают кое-что интересное.
Есть еще трогательный фильм в фильме: в самом начале Виктор показывает родителям фильм про исполинских монстров, сделанный в художественной манере героев «Перемотки» Мишеля Гондри:
среди картонных декораций и оловянных горожан в битву вступают игрушечный птеродактиль на леске и переодетый ящером бульдог.
Да, ничего нового Бертон не предлагает, и злопыхателям предоставляется отличная возможность пошутить про режиссера, который крутит рукоятку генератора электрического тока и подставляется под молнии в надежде вдохнуть жизнь в свои новые старые фильмы. Но в искусстве манипуляции кукольными монстрами он по-прежнему на высоте, и она удается ему намного лучше, чем мюзиклы про резьбу по горлу.
Другое дело, что в ситуации, когда последователи вовсю снимают про мальчиков, которые общаются с мертвецами (см. недавно вышедший «Паранорман»), а режиссер мультфильма про отель Дракулы жалуется на сравнения с Pixar и дефицит простоты, певец оживающих невест и собак уже не кажется столь эксцентричным.