Нынешнюю ситуацию в современном искусстве едва ли кто-то рискнет назвать «золотым веком», но встречаются авторы, не склонные культивировать в себе упаднические настроения и действующие так, будто на дворе и впрямь стоит небывалый расцвет. В случае с AES+F подобная стратегия принесла успех. Эта российская команда за последние несколько лет сделала головокружительную международную карьеру, во всяком случае не сопоставимую ни с чьей другой из наших сегодняшних художников. Достаточно сказать, что на счету квартета около сотни персональных выставок по всей планете.
Поэтому выражение «мировая премьера», использованное в случае с манежным показом, не воспринимается в качестве пародии на «их нравы».
Имеет место событие, действительно касающееся интернационального арт-процесса.
На протяжении всего своего пути (довольно долгого: первое упоминание о трио под названием АЕС относится к концу 1980-х) соавторы в лице Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и примкнувшего к ним позднее Владимира Фридкеса стремились к эпохальным художественным высказываниям. Сделав ставку на мультимедийность, коллектив предпочел дерзким авангардным экспериментам эпическую многозначительность. Уже ранние их работы вроде «Исламского проекта» и «Лесного царя» обнаруживали замах на пророческие обобщения и метафорические диагнозы социуму. А в 2000-е у квартета начался продолжающийся и поныне «монументальный период»: в ход пошли экстраординарные форматы, соответственно возросли и творческие амбиции.
Теперь AES+F желает говорить исключительно о главном: о бытии и небытии, о духовном и материальном, о ценностях личных и глобальных. Все эти темы так или иначе затронуты в «Трилогии».
Сверхидея проекта заключается в референциях с христианским космосом: «Последнее восстание» призвано олицетворять Ад, «Пир Трималхиона» – Рай, а «Allegoria Sacra» – Чистилище.
Разумеется, задачи поистине дантовского масштаба решались не в лоб, а иносказательно. Есть даже подозрение, что без подсказки далеко не всякий зритель распознал бы здесь намек на загробные институции. О вечности художники размышляют, опираясь на сугубо земные реалии. Иной раз даже чересчур земные: нетрудно заметить, что эстетика этих видеоинсталляций выращена в том числе и из рекламного глянца. Но подозрения в сатире на гламур очень быстро развеиваются, поскольку ради одного лишь разоблачения красивой жизни вряд ли стоило затевать столь грандиозные постановки. Тем более цитация из античной мифологии, библейской истории, классической живописи или кинематографа тут настолько обильна, что рекламный стиль сам собой вытесняется на обочину восприятия.
Надо сказать, по отдельности составные части трилогии многие уже видели – и в России, и за рубежом. Например, «Последнее восстание» демонстрировалось в русском павильоне на биеннале-2007 в Венеции, «Пир Трималхиона» – тоже в Венеции и в московском «Гараже», «Allegoria Sacra» – в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке. Новизна нынешнего показа состоит в единовременной презентации трех работ.
Для этого в Манеже на приличном расстоянии друг от выстроены специальные павильоны, позволяющие отгородиться от действительности и погрузиться в символически-абсурдный и невыносимо прекрасный мир.
Такое погружение практически гарантировано, поскольку многоканальное панорамное видео в замкнутом пространстве обладает способностью гипнотизировать. Кстати, насчет видео: временами в затемненных боксах и впрямь возникает ощущение видеосъемки, однако в чистом виде ее здесь нет. Движущиеся изображения возникали в ходе монтажа огромного числа фотографий и анимирования 3D-графики. Истории и технологическим подробностям создания «Трилогии» посвящен документальный фильм, который демонстрируется на настольных мониторах с наушниками. Помимо основных трех работ предъявлена и побочная «брендовая» продукция в виде живописи, принтов и алюминиевых скульптур, выкрашенных белой эмалью (это к вопросу о том, на что живут создатели видеоинсталляций: в данном случае товар налицо).
Естественно, все статичные мизансцены происходят из сюжетов «Трилогии».
Если у кураторов большинства выставок обычно возникает проблема, как без ущерба для концепции уместиться в предлагаемом пространстве, то здесь, похоже, стояла обратная задача: как не раствориться в огромной кубатуре «Манежа». Из прежних персоналий разве что Илье Сергеевичу Глазунову удавалось добиться в этом зале ощущения тесноты. AES+F, несмотря на немалые габариты произведений и бригадный метод создания искусства (в их проекте задействованы десятки людей), в части заполняемости помещений с Глазуновым вряд ли смогли бы конкурировать.
Да и не хотели, наверное.
Выход из положения был найден в экспозиционном дизайне: от объекта к объекту и от раздела к разделу по манежным просторам следует бродить, озирая на ходу архитектурные объемы. Соскучиться не успеешь, как уже на пути встречается очередной опус. В принципе решение грамотное, но при устройстве дальнейших выставок дизайнерам придется каждый раз напрягаться заново, особенно если экспонаты будут преимущественно мелкие.
За одоление здешнего пространства отвечала галерея «Триумф», а вот аналогичную выставку в Берлине, в музее Martin Gropius Bau, делает московский Мультимедиа Арт Музей – она откроется 27 сентября. Два эти заведения давно опекают AES+F и посматривают друг на друга не без ревности, но с мировыми премьерами разобрались спокойно и вроде бы даже к обоюдному удовлетворению. По крайней мере на пресс-конференции стороны выражали всяческую солидарность в общем деле продвижения лучших образцов нашего современного искусства. Что же касается Манежа, то для него выставка в числе прочего знаменует начало обещанной реформы. Как уже писала «Газета.Ru», музейно-выставочное объединение «Столица», недавно переименованное в МВО «Манеж», берет курс на европеизацию нашей художественной жизни. В роли первых «европейцев» как раз и выступают AES+F, другие знаменитости на очереди.