Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Музей имени и дома

В «Новом Манеже» открыта выставка «Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу»

В «Новом Манеже» открыта выставка «Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу», где представлены коллажи, ассамбляжи, объекты, инсталляции из фондов персонального музея режиссера и художника в Ереване.

Для нашей культуры Сергей Параджанов – человек во всех смыслах легендарный. Дело тут не только в его кинематографических заслугах, которые несомненны, несмотря на относительную краткость параджановской фильмографии. Еще при его жизни многим было понятно, что калибр этой личности определяется не режиссерской плодовитостью, не километрами отснятой пленки и не числом престижных наград (их Сергею Иосифовичу присуждали не так уж часто – главный букет международных призов он получил в середине 1960-х за свою первую полнометражную картину «Тени забытых предков»).

Даже если бы ему дали возможность максимально раскрыться на поприще кино, что крайне трудно вообразить применительно к советским реалиям, он все равно бы в этом формате не уместился.

Пожалуй, не уместился бы и ни в каком другом, отдельно взятом, будь то изобразительное искусство или литература. У такого рода людей в любых их творческих работах проглядывает недораскрытый потенциал, и нельзя решить со стороны, в какую именно сферу следовало бы этот потенциал направить. Наверное, в какую угодно. Но уж точно не в ту, которая очерчивается официальными установками и идеологическими регламентами.

Впрочем, несмотря на то, что Параджанов принадлежал к числу бунтарей (скажем, неоднократно подписывал обращения к властям, защищавшие свободу творчества), он все-таки никогда не воспринимался в качестве фигуры неистовой, революционерской.

Слегка фрондер и эпатажник – да, но не фанатик борьбы с режимом, не буревестник и не валькирия мужского пола. Он куда сильнее ассоциируется с представлениями о шутливом празднике, об ироничном гедонизме, об искристом фейерверке образов.

Ассоциация эта может показаться странной, если иметь в виду только параджановские фильмы – ведь в них почти нет ничего бурлескного, карнавального. И уж тем более если замыкаться на сухих фактах биографии – отнюдь не веселых. Однако ощущение все же закономерное: надо лишь вовлечь в рассмотрение художественные работы Параджанова, его коллажи и ассамбляжи.

Несколько лет назад мне доводилось беседовать со знаменитым мультипликатором Юрием Норштейном, который высказал тогда мысль, не для всех очевидную:

режиссер – заложник коллективного труда, и даже при самой преданной и бесконечно талантливой команде нельзя считать получившийся результат до конца личным, стопроцентно своим.

А вот у художника, работающего в одиночку, собственными руками, без оглядки на финансирование, гораздо больше прав и оснований считать себя единоличным творцом, почти демиургом. Неизвестно, разделял ли Сергей Параджанов подобную философию творчества, но в его рукодельных опусах сквозит именно это –

бескрайнее, вообще ничем не стесненное самовыражение.

Надо полагать, статусом человека-легенды он в немалой степени был обязан как раз этой своей способности превращать в искусство любую ерунду, мелочь, хлам, атрибуты масскульта. Как минимум, эта грань личности значила не меньше для его славы, чем киноленты.

Увидеть в Москве рукотворные параджановские произведения удается крайне редко, тем более те, что атрибутированы абсолютно надежно (не секрет, что бывают коллажи и ассамбляжи «а ля», то бишь фантомные отблески вдохновения художника). Насчет экспонатов из ереванского музея Сергея Параджанова сомнений нет никаких: эта институция возникла еще при жизни маэстро, в 1988 году, хотя открылась тамошняя экспозиция уже после его кончины. Собиранием своих работ он занимался лично, пусть и без жадности. Надо полагать,

идея персонального музея не столько грела его тщеславие, сколько будила воображение. Ему нравилось там все переставлять и перевешивать, добиваясь одному ему известных «кураторских» решений.

Правда, результаты оценивал с юмором: «Каждый раз я собираюсь сделать строгую композицию, а получается лоскутное одеяло».

Выстроить строгую, предельно логичную и сбалансированную выставку из параджановских произведений, наверное, в принципе нельзя. Можно лишь попробовать преподнести их повыгоднее, не смешивая в кучу, а группируя по наитию, что и сделано сейчас в «Новом Манеже». Кураторы Марина Лошак и Завен Саркисян (он и есть директор ереванского музея) вместе с Георгием Франгуляном, выступившим в роли дизайнера, подошли к проекту деликатно, решив не перегружать выставочное пространство. Работы Параджанова и так насыщены множеством мелких деталей – барочная избыточность экспозиции только запутывала бы взгляд. Сейчас взгляду довольно комфортно: есть возможность остановиться на каждом объекте в отдельности.

Коллажи-эскизы к «Легенде о Сурамской крепости», «Цвету граната» и недоснятой «Исповеди» вольготно соседствуют с причудливым халатом из фрагментов восточных ковров, который Сергей Иосифович пошил для фильма «Ашик-Кериб», и с большой текстильной аппликацией «Занавес со львами».

Вроде бы отвязные, но безупречные по вкусу коллажи на тему «Джоконды» не мешают разглядеть изощренность миниатюр из серии «Марки из зоны» – как известно, годы, проведенные в заключении, Параджанов даром не терял, экспериментируя и с формами, и с технологиями.

Кстати, его эксперименты нередко оказывались в русле зарубежной художественной жизни, хотя едва ли он внимательно следил за тамошним арт-процессом. Например, совершенно очевидно, что

фирменный параджановский «поп-арт» никак не навеян Уорхолом или Розенквистом – тут сплошная органика, полная автономность метода.

Когда этот художник брался «изобретать велосипед», тот сразу получался крутым, навороченным и при этом изящным. Изучить наследие Параджанова было бы, пожалуй, полезно многим нашим актуальным художникам, ломающим голову, как бы вписаться в международный контекст. Да вот так и вписаться: забыть про плагиат и про натужную ломку канонов, а вместо этого поискать залежи таланта внутри себя. Правда, нет гарантии, что получится у всех и каждого.

Новости и материалы
В Кремле не стали комментировать утверждения США о северокорейских военных в Курске
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Анна Калашникова раскрыла имя домогавшегося ее режиссера
Россиянка, заставившая любовника выкопать тело мужа, чтобы его сжечь, отправилась на СВО
Все новости