Вышел новый роман писателя и журналиста Александра Архангельского «Музей революции» — сначала только в электронном формате и только затем на бумаге: такова суть эксперимента по продаже электронных книг в России, проводимого писателем вместе с Институтом книги.
Схема сложная. Сейчас «Музей революции» можно купить в крупных легальных электронных магазинах: на «Литресе», в Apple Bookstore, в Bookmate, если хотите, даже в Amazon. В ноябре сокращенный вариант романа выйдет в журнале «Октябрь». Затем текст появится на сайте, где его можно будет прочитать бесплатно — без возможности скачивания, но с возможностью поблагодарить автора материально. И уже затем выйдет печатная версия.
За ходом событий можно следить в журнале проекта howtomakeebook.livejournal.com. Там интересно многое — даже не количество проданных книг, а скажем, география продаж. Есть и какие-то онлайн-магазины, о которых большинство из нас никогда ничего не узнает, например украинский Obreey Store, где книга стоит на двадцать пять центов больше, чем в том же «Литресе». На момент написания статьи, согласно статистике, в «Литресе» было продано 343 книги, на Amazon — пять экземпляров, еще тридцать человек читали книгу в платном сервисе Bookmate. На момент написания статьи Архангельский отчитался о 539 проданных книгах, 491 из них в магазине ЛитРес.
Этот результат не очень-то есть с чем сравнивать: открытой и достаточной информации о книжной рознице у нас нет, издательства не обнародуют реальные тиражи, а ритейлеры не готовы говорить о продажах.
Но «Музей революции» — интеллектуальный роман. Они у нас в стране обыкновенно печатаются тиражом в 3000 экземпляров и (при удачном стечении обстоятельств) распродаются за пару лет. Можно сделать поправку на узнаваемость имени автора (чей «Александр I» переиздается в ЖЗЛ уже третьим тиражом) — филолога, критика, телеведущего. Так что реальный печатный тираж книги был бы где-то около 10 тысяч экземпляров. О 10-12 тысяч говорит и сам Архангельский.
Архангельский не первый российский автор, который экспериментирует с электронными форматами.
Борис Акунин (признан в РФ иностранным агентом и внесен в список террористов и экстремистов) отобрал у издателей права на электронные книги, сделал вместе со студией Лебедева красивые е-издания, богато украшенные иллюстрациями, и продает в магазине «Аймобилко» по 299 рублей за штуку.
Его идея: правильно и хорошо оформленные книжки за деньги лучше, чем страшный пиратский e-pub в торренте. Проверить это невозможно, потому что результатами пока что никто не делился.
Сергей Лукьяненко поставил похожий эксперимент со своей последней книгой «Новый дозор».
Забрав себе часть прав на электронные издания, выставил книгу в Amazon, «Имхонет», на plati.ru. О результатах отчитался: всего за две недели автору пришло 10 000 долларов, из них 2000 составили пожертвования. Но и эти цифры не описывают весь книжный электронный рынок: издательство АСТ оставило за собой права на популярные магазины, в том числе «Литрес» и Bookmate. Для Лукьяненко сумма получилась скромная: при его тиражах издательские гонорары гораздо выше. Из эксперимента он сделал два вывода:
на электронные продажи обычному автору не прожить, а продажи через электронные магазины более прибыльны, чем разные формы благодарности автору.
Тем не менее его эксперимент показал — даже русскоязычный интернет еще не пространство сплошного пиратства. Но пример Лукьяненко не слишком удобен для рассмотрения: его аудитория верная и постоянная, и остается только направить ее в нужное русло.
Архангельский же говорит совсем с другой аудиторией — с читателем интеллектуальной прозы.
Он пишет умный роман — не из тех, что читаются в электричке метро с айфона по дороге на работу. А затем самоубийственно кидает его в воду и надеется, что поплывет.
Главное, чего он при этом лишается, — это информационной поддержки издателя. Всех этих наклеек в метро, встреч с читателями, презентаций, приоритетных выкладок в книжных магазинах. О «Музее революции» читатель должен узнавать сам. Пока еще роман красиво выложен на первой странице «Литреса», но это не навсегда. Дальше продажам могут способствовать только отзывы покупателей. Автор не отвечает на вопрос, как продавать книгу в интернете, он просто считает прибыль.
В интервью при этом он говорит, что нащупывает пути дистрибуции именно интеллектуального романа, но пока они ограничиваются возможностью легально этот роман купить.
На прошедшей ММКВЯ состоялась конференция «Бизнес мертвых деревьев», на которой эксперты книжного рынка традиционно уже обсуждали смерть бумажной книги. Аналитики Российской ассоциации электронных коммуникаций представили обзор электронного книжного рынка США. С цифрами, согласно которым 21% американцев хотя бы раз читали электронную книгу, а электронный рынок стремительно растет и к 2016 году дорастет до $20,8 млрд, увеличив свою долю с 4,9% до 17,9%. В России электронный рынок составляет 3% от бумажного, но устойчиво растет и к 2016 году может вырасти до 5%.
А бумажный падает — и куда стремительней.
При этом более чем у половины американских читателей есть электронные читалки вроде Amazon Kindle или Barnes&Noble Nook. Они знают, как покупать контент, и уже приучились платить за него. Их проблема — только выбор. Российские читатели, как видно, тоже готовы платить, если дать им такую возможность. Но проблема выбора стоит для них еще острее. Получается, что главной рекламой становится та самая деятельность издательств: организация шума в медиапространстве, приоритетная выкладка, книжные обложки в рекламе. Потому что нет никакой другой рекомендательной инстанции, которая работала бы: ни одно СМИ, ни один интернет-сервис не способен продать книгу. Продает только шум.
Чтобы книжка продалась в интернете, парадоксальным образом оказывается необходимо, чтобы она вышла на бумаге.
«Музей революции» — хороший роман, многоплановый, сложный, даже, оказывается, в некотором роде об этих отношениях виртуального и реального. Там есть герой, который занимается созданием виртуальных музеев. И есть директор настоящей исторической усадьбы Приютино, правда придумавший в своем Приютино некое подобие аттракциона — не как было, а даже лучше. «История — это чувство, что ничего еще не кончилось, что все продолжается здесь и сейчас. Сидишь в Овальном зале, касаешься губами края мягкой севрской чашки, мелкими глотками пьешь пахучий кофе, закатное солнце скользит по зеленой обивке, на белых манжетах лежит малахитовый отсвет империи, и ничто никуда не девалось». И вот это физическое ощущение истории, пусть и немного липовой, поддельной, оказывается куда важнее, чем любая, даже самая тщательно выстроенная виртуальность. То же и с книгой: все в итоге сводится к физическому ощущению. Ну и саму себя она не продает нигде — ни в интернете, ни за его пределами.