Возле и внутри «ГлавClub», где собрались сочувствующие политзаключенным, дежурили стражи порядка, неподалеку были припаркованы полицейские автобусы, набитые омоновцами. Полицейские кучковались, с подозрением поглядывая на подходящих к клубу молодых людей. Среди публики, по преимуществу молодой, иногда мелькали неформалы: парень с ярко-оранжевым гребнем на голове, молодой человек в косухе и ковбойской шляпе. К семи вечера в зале собралось человек 500, но народ продолжал идти. Через полчаса зал перед сценой был заполнен.
На самом концерте присутствовали как фанаты известных рок-музыкантов, так и постоянные участники протестных акций, некоторые натянули на головы балаклавы и надели футболки с протестными принтами.
Отметим, до прошлого четверга ясности с фестивалем не было: в клуб, приютивший несогласных, 5 сентября по предписанию прокуратуры Центрального района наведывались сотрудники МЧС. Чиновники провели визуальный осмотр помещения, ознакомились с документами и запросили дополнительную информацию. Гендиректор заведения Игорь Тонких не исключал, что концертная площадка может быть закрыта, однако все обошлось.
Фестиваль открыли его организатор Ольга Курносова, адвокаты участниц Pussy Riot Николай Полозов и Виолетта Волкова. Волкова заявила, что ждет «пополнения в команде политзаключенных – по «болотному делу» и, может, по 15 сентября». «Все еще впереди. Мы не знаем, на какие провокации готова власть. Кто-то может оказаться в СИЗО, потом в колонии. Будьте с ними: они должны это чувствовать, — сказала юрист.
— Помните, им нужна ваша поддержка. Пишите им — это возможно».
Полозов первым делом поблагодарил гендиректора клуба Игоря Тонких за бесстрашие и передал привет залу от осужденных панк-певиц. «От Нади, Кати, Маши вам отдельное спасибо за то, что пришли, — сказал Полозов. — Путин говорит, в нашей стране нет политзаключенных, но это не так. И важно, что вы помните, что в данный момент люди находятся в заточении. Не стоит забывать и о других узниках: это и ребята по «болотному делу», и Таисия Осипова, и нацболы, и анархисты…»
Главный хедлайнер концерта Юрий Шевчук и его группа ДДТ выступили в самом начале. Лидер группы поблагодарил зал за то, что «не побоялись прийти и выразить свои гражданские чувства», упомянул рок-концерт против политических репрессий, 20 лет назад прошедший в Москве, и горестно резюмировал:
«Мало что изменилось… Мы все еще защищаем политзаключенных».
«Я вспомнил старую песню – «Церковь без крестов». Она была посвящена храмам, разрушаемым той властью. Сейчас храмы отстроили, но любви и милосердия не стало больше… Это печально», — произнес он, предваряя исполнение старого хита.
«Слышно, ребята, нормально? – спросил Шевчук в перерыве между песнями. — Мы в клубах редко играем. Но скоро, думаю, будем только по клубам…»
Шевчук спел еще «Повелителя мух», «За тобой пришли», «Кукушка» и «Песню о свободе». «Не знаю, где был бы Цой сегодня, если бы был жив, но может, и с нами. Свободу политзаключенным! Свободу России! Мы будем свободны, друзья!» — прокричал Шевчук.
Выступавший позже Кирилл Комаров произнес со сцены:
«В удивительное время живем. Поднимаешь голову в защиту здравого смысла, а оказывается, уже занимаешься политикой».
Его сентенцию на оптимистический лад продолжил музыкант Михаил Борзыкин, лидер группы «Телевизор»: «Чем дальше, тем нас будет становиться больше, потому что здравый смысл бессмертен».
Солист панк-коллектива «Последние Танки в Париже» обратился со сцены к «искусствоведам в штатском».«Я спою песню из нового альбома «Ультиматум», который выходит осенью, — сказал Леха Никонов. — Я полагаю, что люди, которым она посвящена, есть и в этом зале. Называется песня — «Стукач». Тему спецслужб продолжил Глеб Самойлов песней про «еще одну звезду на сайте ФСБ».
Журналист Дмитрий Губин зачитал со сцены сообщение лауреата Букеровской премии Салмана Рушди, который «восхищен смелостью и принципиальностью участниц Pussy Riot» и встревожен «вопросом о свободах и о росте тоталитаризма в путинской России».
Индийский писатель, как известно, сам был долгое время преследуем иранскими клерикальными кругами за свою книгу «Сатанинские стихи»: в 1988 году иранский аятолла Хомейни вынес фетву, в которой приговорил автора к смерти и призвал всех мусульман исполнить приговор; в результате Рушди долгое время должен был скрываться.
Участник творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин со сцены сообщил, что хорошо понимает детей Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, поскольку, когда ему было столько же лет, его отца-художника посадили на 6 лет. Шагин, который традиционно появляется на публике в тельняшке, надел на голову полосатую балаклаву и зачитал стихотворение, адресованное Pussy Riot.
В финале Пётр Верзилов передал публике слова своей супруги Надежды Толоконниковой:
«Я готова сидеть хоть 10 лет, если буду знать, что с каждым этим годом все больше людей учится бороться за чужую свободу и счастье сильнее, чем за собственные».
Концерт завершился в начале двенадцатого. Выступить все желающие не успели. «По закону о тишине мы не может продолжать», — с сожалением заявила Ольга Курносова, одна из организаторов мероприятия. После этого зрители стали расходиться. На улице их встречали сотрудники МВД. Впрочем, арестовывать участников мероприятия, на котором скандировали «Россия без Путина!» и «Свободу политзаключенным!», никто не стал. Видимо, чтобы хоть как-то оправдать многочисленное присутствие, полицейским пришлось остановить нескольких молодых людей, переходивших дорогу на красный светофор. Как рассказали задержанные, им выписали штрафы на месте.
По словам Курносовой, на концерт пришло около тысячи зрителей. В ГУВД официально пока не оценивают численность. Один из сотрудников аппарата полицейского ведомства заявил корреспонденту «Газеты.Ru», что «было человек 300–400». Отметим, что питерский «ГлавClub» на Кременчугской улице вмещает 2,5 тысячи зрителей.
Все музыканты играли бесплатно. Вырученные деньги будут перечислены на счета девушек из Pussy Riot, активистки «Другой России» Таисии Осиповой и фигурантов «болотного дела».