Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«В мейнстрим мне дорога закрыта»

Интервью с Такеши Китано

Режиссер Такеши Китано рассказал «Газете.Ru» о своем фильме «За гранью ярости», представленном на Венецианском фестивале, о бейсбольных мячах и японских якудза.

Одним из самых заметных событий 69-го Венецианского кинофестиваля стала мировая премьера «За гранью ярости» — новой картины Такеши Китано, японского режиссера, сценариста, продюсера и актера, чьи таланты были открыты миру 15 лет назад именно здесь, в Венеции (тогда, в 1997-м, его «Фейерверк» получил «Золотого льва»). Нынешний его фильм — продолжение нашумевшей, двухлетней давности, ленты «Ярость», обозначающее возвращение Китано к гангстерскому жанру. Отказавшись от лирических интонаций, режиссер показывает мир организованной преступности иронично и беспощадно. Китано рассказал «Газете.Ru» о корнях жестокости в своих фильмах, отношению соотечественников к своему успеху за рубежом и трехмерных шахматах.

— «За гранью ярости» — первый сиквел в вашей жизни. Что заставило вас снять продолжение «Ярости»? Не хотелось расставаться с персонажами?

— Да ну что вы! «Ярость», к моему удивлению, заработала в Японии очень много денег. Со мной такое редко случается. Согласитесь, глупо было бы не воспользоваться возможностью заработать еще больше.

— Но с «Затойчи» вы избежали аналогичного искушения.

— Обстоятельства не позволили, хотя идеи для сиквела у меня были. Правообладатели бренда «Затойчи» после сумасшедшего успеха моей картины принялись продавать права всем направо и налево, причем за огромные деньги – у нас с тех пор что ни год, то новый «Затойчи». Так что включаться в это состязание было бессмысленно.

— А раньше вам хотелось снять продолжение какого-нибудь из ваших фильмов?

— Мне очень нравится моя комедия «Снял кого-нибудь?». С тех самых пор, как я ее поставил, моя главная мечта – сделать вторую часть!

— Вы постоянно меняетесь: после трех автобиографических картин «Такешиз», «Банзай, режиссер» и «Ахиллес и черепаха» неожиданно вновь обратились к гангстерскому жанру, переосмыслив его. Как вы к этому пришли?

— Это не осознанный логический выбор! К «Ярости» и «За гранью ярости» меня привел инстинкт. В моей жизни есть место не только кинематографу – вы, наверное, слышали, что на родине я ежедневно выпускаю в эфир глупейшие телешоу на земле, где шучу самые абсурдные шутки, какие можно изобрести! Потом по контрасту хочется чего-то другого – и я берусь за тот киножанр, к которому в эту секунду ляжет душа. Не забывайте и о других моих хобби: например, в последние месяцы я забросил живопись, но увлекся офортами и гравюрами – это тоже отнимает много времени и сил... Мои новые гангстерские фильмы каким-то странным для меня самого образом родились из этих художественных опытов. Как именно, я и сам не пойму.

— Долгое время вы поддерживали миф о гангстере как персонаже романтическом. В последних двух фильмах вы будто пытаетесь оправдаться, показав подлинное обличье якудза.

— Я никогда не стремился романтизировать якудза! Если это и получалось, то против моей воли. В моих ранних фильмах я стремился исследовать экзистенциальные проблемы, говорить о восприятии жизни и смерти, а был ли при этом персонаж гангстером, не так уж важно. В «Ярости» и «За гранью ярости» якудза – злодеи, и я показываю их как злодеев. Но важнее для меня то, что они – не одиночки, как герои моих прежних картин, а спицы в огромном колесе насилия и подавления, шестеренки этой машины. Так устроено бизнес-сообщество, так устроен мир современной политики. Миром правят деньги, которые неизбежно связаны с насилием в тех или иных формах.

— Для зрителя главным аттракционом, однако, становятся именно сцены предельного насилия – трудно забыть убийство при помощи дрели или тренировочный автомат для игры в бейсбол, из которого мячики летят прямо в лицо привязанной жертве. Как вы это все изобретаете?

— Если вы думаете, что мне это нравится и я наслаждаюсь сценами насилия, то вы заблуждаетесь! Ничего тут нет забавного или приятного. Вам больно и страшно смотреть, как кому-то причиняют страдания? Мне тоже! Но жизнь криминальных сообществ чудовищна, почему же я должен врать насчет того, как она устроена? Ну, кое-что, конечно, я придумал сам... С бейсболом – сработали воспоминания детства. Когда я был маленьким, в Японии футболом никто не увлекался, зато в бейсбол мы были влюблены. Мы пробирались в тренировочные ангары, где стояли такие автоматы, и пытались упражняться, а иногда «на слабо» стояли без биты и пытались поймать мячик руками. Тупые игры тинейджеров, но из них родилась сцена с убийством предателя: понимаете, месть моего героя, Отомо, должна была быть очень жестокой, потому пришлось прибегнуть к бейсбольным мячикам. Что до дрели, то я первоначально собирался прямо просверлить голову злодею – чтобы реки крови текли, но продюсеры уговорили меня прежде надеть мерзавцу на голову мешок, чтобы самого жуткого зрителю не показывать. «Тебя уже прокляли за жестокие сцены в «Ярости», а ты взялся за то же самое?» — спросили меня они, и я решил пойти им навстречу.

— Вы сказали, что вам удалось найти нужный баланс жестокости и насилия в новом фильме, но со стороны трудно назвать некоторые эпизоды сбалансированными.

— Знаете, я тут недавно кое-что почитал об истории пыток. Рядом с древними греками или средневековыми католиками японские якудза – дети малые. Хотя и у нас во времена Второй мировой такое творилось, что сказать страшно. Что до насилия в картине «За гранью ярости», то в ней, вообще-то, я горжусь тем, что слегка себя усмирил, предпочтя физическому насилию вербальное. Например, в одной из сцен два персонажа жутко ругаются, причем один делает это на восточном диалекте, а другой – на западном. В Японии зрители умирают со смеху. Но переводом это не передать...

— Как много пропадает при переводе ваших картин на европейские языки?

— Многое, но это неизбежно. Например, мой персонаж говорит: «Мы связаны узами кровного братства, я не могу его предать», — но по-японски имеется в виду нечто большее: «Узы кровного братства так сильны, что ради побратима я готов буду умереть или пожертвовать собственным ребенком!» Тем не менее всех нюансов не переведешь. Я считаю, что, если вы поняли основной смысл происходящего, этого вполне достаточно.

— На протяжении долгих лет вы продолжаете сотрудничать с Йоджи Ямамото: ваш персонаж «За гранью ярости» тоже носит костюмы от этого кутюрье. Неужели даже тюремную робу изготовил дизайнер?

— Нет-нет, она осталась от предыдущего фильма. Понимаете, Ямамото – мой близкий друг, мы с ним давно заключили договор: и в фильмах, и на телеэкране я должен появляться исключительно в его костюмах. Стараюсь выполнять. Но это касается только того, что носит Отомо. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что остальные гангстеры носят костюмы, изготовленные человеком ничуть не менее талантливым, — Кадзуко Куросавой, дочерью Акиры Куросавы.

— По-прежнему ли ваши фильмы в Японии ценят меньше, чем в Европе и Америке?

— Ага, этого не изменить. Отчасти виновата пресса. Критиков у нас в Японии очень мало – чаще встречаются репортеры на зарплатах у больших студий. А я занимаюсь независимым кинопроизводством, так что обо мне пишут как-то мало и недостаточно серьезно. Да, проблема в этом: меня не принимают всерьез! Например, мой фильм выбирают для участия в фестивале в Канне или Венеции, но никого это не впечатляет – пресса пишет, что достаточно послать диск отборщикам, и тебя автоматически выберут. Японцы просто не способны поверить в то, что у меня есть какие-то поклонники за пределами Японии, причем поклонники фильмов, а не телепередач. У них это не укладывается в голове. К тому же они не терпят, чтобы один человек был равно успешен сразу в нескольких областях! Так что я остаюсь альтернативщиком. В мейнстрим мне дорога закрыта.

— А как меняется мейнстрим в японском кино в последние годы?

— Так же, как и в остальном мире. Повсюду компьютерные спецэффекты... Все чаще люди снимают кино ради того, чтобы продемонстрировать, как они при помощи компьютера могут, например, разрезать автомобиль на две равные половинки. Настоящих драм в кинематографе все меньше, увы, оригинальные сюжеты встречаются реже, кино стало парком развлечений: сел на американские горки, за щеку леденец — и понесся. Ну как в каких-нибудь «Мстителях». Подлинную любовь в кинематографе тоже не найдешь – у любви теперь карамельный привкус... И вообще, люди реже ходят в кино, предпочитая качать фильмы через интернет или смотреть их на своих смартфонах. Визуальный аспект кинематографа теряет значение. Мы переживаем кризис, и пути выхода из него пока остаются загадкой.

— Однако ваша креативность может сослужить хорошую службу кинематографу – по меньшей мере, японскому. Какую идею для следующего фильма вы обдумываете сейчас?

— К фильмам она отношения не имеет. Я буквально одержим созданием трехмерных шахмат. Доска должна стать кубом, а фигуры смогут ходить не по одной плоскости, а по шести.

— Придумаете, а что потом?

— Как что? Найду двух величайших шахматистов мира и попрошу их сыграть партию!

Новости и материалы
Ребенок попал в больницу после того, как старший брат засунул ему в ухо целый орех
Посол Японии предположил, когда может быть заключен мирный договор с Россией
Мужчина украл редкую карточку с покемоном стоимостью $38 тысяч
В сети сравнили размеры всех версий PlayStation 5 – результаты не очевидны
Во время пожара на нефтеперерабатывающем заводе в Турции пострадали 12 человек
В Госдуме раскрыли, как выборы в США отразятся на конфликте на Украине
На видео попал момент удара по многоэтажке в Белгороде
Семенович «утащила» вещей из магазина на миллион рублей
Ирина Шейк вышла на публику в «голом» платье и толстовке
Олимпийский чемпион не верит, что Ковальчук усилит «Спартак»
Мужчина вновь угодил за решетку спустя 12 часов после освобождения из тюрьмы
Трамп ответил Пелоси, заявившей, что он не доживет до конца второго срока
Петербургскому публицисту Бестужеву вынесли приговор по делу о фейках про ВС РФ
Россиянин обругал матом заглохшую Lada и попал на видео
Российская чиновница бросила пакет с пустыми бутылками в стюардессу
Балицкий сообщил о попытке захвата Запорожской АЭС силами ВСУ
Журналист не исключил, что результаты выборов в США «будут оспорены на улицах»
Момент ранения женщины при взрыве газового баллона автомобиля в Евпатории попал на видео
Все новости