В среду получила свое продолжение история с открытым письмом артистов Театра им. Гоголя руководству всех уровней с протестом против назначения Кирилла Серебренникова на место Сергея Яшина, возглавлявшего театр 25 лет. Теперь негодующие артисты созвали профсоюзное собрание, которое прошло в открытом формате. В ответ руководитель столичного департамента культуры провел брифинг, на котором рассказал о том, что будет дальше с этим театром и ему подобными.
В письме, адресованном 12 чиновникам — от Путина и Медведева до «председателя Российского профсоюза работников культуры Г. Н. Парошина», актеры говорили о попытке рейдерского захвата, ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра и роспуске коллектива, «в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу». По их словам, «таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой ТЕАТР никогда не являлся просто зданием, а был Храмом», а
<1>
«назначение художественным руководителем К. С. Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы К. С. Станиславского, отрицающего русский психологический театр, — это мощный толчок к гибели российского театра».
На пресс-конференции актеры постарались разъяснить журналистам заявленные в письме положения.
Говоря о Серебренникове как худруке, слово «художественный» они предложили брать в символические кавычки: по их мнению, это очень громко сказано. Цель его прихода они видят в превращении театра в «большой развлекательный центр».
Народный артист РФ Алексей Мезенцев, уже подавший заявление об уходе, связал смену руководства с целой серией событий, начавшихся давно и планомерно ведущих к «разрушению нашей страны». «Много лет назад мы потеряли большую страну, СССР. К этому по-разному относятся, мне лично жалко. Тогда убили веру, теперь убивают любовь», — плачется Мезенцев. Заслуженная артистка России Анна Гуляренко сравнила Театр Гоголя с Брестской крепостью: «Пока мы держим оборону, те, кто за нами, успеют укрепиться». Актеры призвали театральную общественность выступить с совместным обращением в их поддержку от лица всех театров Москвы.
Среди конкретных претензий в адрес нового руководства было то, что, как они утверждают, Кирилл Серебренников даже ни разу не встретился с ними – «не удостоил такой чести, не представился». Не рассказал о своем видении будущего труппы и вообще не поговорил с коллективом. Обо всех его планах они узнали из прессы – откуда, возможно, и пошли недомолвки и разногласия. Актеры боятся расформирования труппы и закрытия театра. Ничего конкретного об их будущем не сообщил труппе и пришедший с Серебренниковым новый директор Алексей Малобродский.
Здесь стоит заметить, что о части своих планов новый худрук уже успел рассказать в нескольких интервью —
он планирует перестройку рабочей модели Театра им. Гоголя с репертуарной на проектную.
<2>
Одним из способов работы должны стать резидентуры — приглашение конкретных режиссеров и творческих коллективов на несколько месяцев под определенный проект.
Среди первых резидентов, по некоторым данным, должны были оказаться студия «Саундрама» Владимира Панкова и танцевальная компания «Диалог-Данс».
Ровный ход собрания нарушила пресс-секретарь департамента культуры Москвы Алла Семенышева. Она привела сухую статистику, по которой за год, при 772 креслах в зале и 282 проведенных мероприятиях, театр посетили 72,4 тыс. человек со средним показателем заполняемости в 33%.
«Это обновление театра и репертуара, а не закрытие», — подчеркнула Семенышева, также объявив, что в ближайшие два месяца помощники Серебренникова совместно с экспертами департамента проведут «творческий и технический аудит» состояния театра.
Выступление Семенышевой сидевшие в зале встретили криками «Вранье!» и «Стыдно!», так и не дав ей договорить.
Еще в начале пресс-конференции актеры объявили: «Профсоюзные собрания будут продолжаться до тех пор, пока мы не увидим хотя бы лицо Кирилла Серебренникова». А по ее окончании они остались обсуждать текст нового обращения к руководству страны.
Следом свой брифинг для журналистов по этой теме провел руководитель столичного департамента по культуре, на котором еще раз разъяснил позицию своего ведомства.
«Такого внимания актеры Театра Гоголя за свою 25-летнюю жизнь в этом театре не видели, — заявил Капков. – Часть труппы, которая живет мифами, сама их создает и воспроизводит. Сами придумывают роли и сами озвучивают, только зрители теперь – журналисты». Он подчеркнул, что
ни один из сотрудников театра, кроме директора и художественного руководителя, не был уволен.
«Рейдерский захват – это смена собственности, как я читал в «Википедии», — сыронизировал Капков, пытаясь доказать, что ни о чем подобном здесь речи не идет. По поводу жалоб о развлекательном центре руководитель департамента заметил, что при прежнем руководстве в здании театра несколько лет работал ночной музыкальный клуб «Икра», и тогда таким центром он, безусловно, являлся — правда, тогда это никого не волновало.
Также Капков сообщил, что переговоры с Серебренниковым велись полгода и проходили «в рамках творческих консультаций с разными представителями театрального сообщества». Свою концепцию Серебренников подробно представит через два месяца, тогда же и встретится с труппой, некоторых членов которой он уже планирует занять в будущих спектаклях.
Помимо ситуации с театром Гоголя Капков коснулся и общей культурной политики городской администрации в области театра. Он сказал, что 88 театров городского подчинения будут разделены на несколько групп.
Для 10–15 из них введут особую модель «Московское достояние»: договоры с худруками этих театров, в том числе с Галиной Волчек в «Современнике» и Марком Захаровым в «Ленкоме», будут оставаться бессрочными. С остальными художественными руководителями контракты будут заключаться на срок «от 3 до 5 лет, в зависимости от концепции. Так будет во всех театрах».
Назначение Серебренникова стало не случайностью, а лишь одним из звеньев новой политики департамента культуры Москвы, которая начала осуществляться еще до прихода Сергея Капкова на должность руководителя. За последние годы театральные коллективы возглавили Евгений Писарев (Театр имени Пушкина), Миндаугас Карбаускис (Театр имени Маяковского) и Олег Меньшиков (Театр имени Ермоловой), а в следующем сезоне приступит к руководству театром «Практика» Иван Вырыпаев.