Сюжет трилогии «50 оттенков» не выходит за рамки типичного дамского романа: невинная студентка Анастейша Стил знакомится с импозантным бизнесменом Кристианом Греем. Срабатывает вечный закон притяжения, и герои с головой погружаются в отношения, в которых находится место ролевым играм, садо-мазо-фантазиям и прочим атрибутам необузданного полового влечения. Казалось, ничего примечательного, сколько таких книг?
Судьба же «Пятидесяти оттенков серого» напоминает историю о Золушке: сначала отрывки из романа публиковались на «сумеречных» фан-форумах, затем автор перебрался на собственный сайт, выпустил книгу в формате для электронных книжек – и понеслось.
Благодаря сарафанному радио (а вернее, кликам и лайкам социальных сетей), трилогия «50 оттенков» (в неё входят книги «На пятьдесят оттенков темнее» и «На пятьдесят оттенков светлее») быстро стала абсолютным лидером среди сетевой литературы, и на данный момент серия продана тиражом свыше 30 миллионов экземпляров по всему миру. Достойный результат, вполне сравнимый с достижениями других литературных «золушек» — Стефани Майер или Джоан Роулинг.
Секрет же прост. Эрика Леонард, почти 50-летняя домохозяйка из Лондона, в прошлом работавшая на телевидении, которая скрывалась за безликим же псевдонимом Э. Л. Джеймс, рассказала смущенной общественности, что вдохновлялась образами «Сумерек» той самой Майер, а непростые отношения Анастейши и Кристиана – это эротическая интерпретация отношений девочки-подростка Беллы Свон и галантного вампира Эдварда Каллена.
В итоге журнал Time включает Эрику Леонард в список «Сто самых влиятельных людей в мире», а ведущие режиссеры спорят за право снять экранизацию «50 оттенков».
Ну а критики ломают голову над причиной головокружительного успеха этого, на первый взгляд, непримечательного дамского романа: то ли женская эротическая литература вырвалась из своего гетто, то ли мир в это гетто нечаянно забрел сам?
Сама Леонард в одном из интервью объяснила, что описанные в романе чувственные фантазии принадлежат именно ей, и более того – именно они помогли ей справиться с кризисом среднего возраста. «50 оттенков», судя по всему, помогли не только самой писательнице, но и миллионам поклонниц книги. Вдохновленные женщины приходят на фанатские сайты с благодарностями автору: книги спасают их брак; на этой волне ученые вполне серьезно прогнозируют скорый бэби-бум. Хорошо раскрученная история о мужском доминировании и добровольном женском подчинении в Америке вызвала не только всплеск сексуальной активности, но и скандалы, вплоть до митингов и изъятия книг из библиотек. Сторонники женской эмансипации атакуют бары, где проводят вечеринки в стиле «Пятьдесят оттенков серого», но не потому, что какая-то английская писательница заработала много денег на BDSM-бестселлере, а потому, что «50 оттенков» слишком стремительно входят в массовую культуру.
То, что раньше было маргинальным, становится модным и, что еще обиднее для феминисток, нормальным.
Однако и особенно страстные читательницы, и ярые поборницы эмансипации, кажется, немного переоценивают влияние трилогии на моральное и физическое здоровье общества. Загадочное название первого романа – отсылка не только к имени главного героя или уальдовскому «Дориану Грею», но и к шкале Кинси «Оттенки серого», измеряющей сексуальную ориентацию людей. Помимо прочего Кинси утверждал, что фантазии и реальная половая жизнь не одно и то же, а желаемый идеал половой жизни далеко не всегда совпадает с фактическим половым поведением человека. Фантазии остаются фантазиями, а книги – книгами. По большому счету, рекламщики давно поняли, что «секс продает» — так почему бы Эрике Леонард не продать сам секс?
Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»
«Эксмо», 2012