Итальянские историки искусства Маурицио Бернарделли Куруз и Адриана Конкони Федриголли объявили об открытии ста неизвестных рисунков художника эпохи Возрождения Микеланджело Меризи де Караваджо. Коллекция была обнаружена при разборе архива живописца Симоне Петерцано, которая хранилась в замке Сфорца в Милане. Одним из учеников Петерцано в 1584–1588 годах был и Караваджо.
Ученым удалось определить принадлежность перу Караваджо около сотни рисунков; на 83 из них были найдены фрагменты, позже повторенные живописцем на более известных его работах. В пятницу, 6 июля, результаты двухлетних исследований должны выйти в формате электронной книги, которая будет распространяться через Amazon.com
«Мы всегда чувствовали, что Караваджо не мог не оставить никаких следов, обучаясь у столь известного живописца, каким был его наставник», — рассказал итальянскому информационному агентству ANSA Бернарделли, арт-директор фонда музея Брешии.
Ученые оценили найденную коллекцию в 700 миллионов евро – по 7 млн за каждый рисунок.
Микеланджело Меризи (Караваджо – название его родного городка) родился в 1571 году; в возрасте 13 лет он попал в мастерскую Петерцано (художника-маньериста, ученика Тициана), но бросил занятия через четыре года по неизвестной причине. Караваджо вел асоциальный образ жизни; в 1606 году он был обвинен в убийстве и приговорен к смертной казни, из-за чего бежал из Рима и некоторое время жил на Мальте. Он умер от последствий побоев и малярии по пути в Рим, где рассчитывал получить прощение от папы, в 1610 году; два года назад итальянские ученые объявили, что обнаружили могилу живописца.
Скитания Караваджо привели к тому, что его наследие было частично утеряно, и сообщения о вновь обнаруженных полотнах живописца появляются регулярно:
например, в 2007 году эксперты определили одну из картин, находящуюся в частной коллекции, как ранний вариант «Святого Иеронима»;
годом раньше в одной церквей во Франции были найдены сразу две работы художника.
Но находка ста рисунков одновременно обещает стать сенсацией: всё наследие старых мастеров может составлять лишь несколько десятков работ; впрочем коллеги ученых советуют соблюдать осторожность и провести более тщательные исследования. Дело в том, что коллекция в замке Сфорца давно известна, она принадлежит Милану и содержит 1400 работ; считалось, что все они сделаны Петерцано.
Бернарделли заявил, что никто не хотел рассматривать гипотезу о том, что некоторые наброски сделаны учениками живописца.
«Эти рисунки были известны, я видела их. Проведенное исследование должно быть тщательно изучено и проверено научным сообществом», — заявила историк искусства и автор книги по творчеству Караваджо Кристина Терцаги.
«Мы должны быть очень благоразумными», — заключила она.
Эксперт по искусству XVI века Клаудио Стринати назвал объявление о находке целой сотни рисунков Караваджо «абсолютно абсурдным». Он заявил, что знаком с коллекцией замка Сфорца, и описал хранящиеся там рисунки как «упражнения, не имеющие художественной ценности».
«В лучшем случае какие-то из этих работ выполнены учеником Меризи, а не зрелым художником Караваджо. Я считаю это исследование интересным, но не важным», — сказал он агентству Associated Press, добавив, что шокирован заявлениями двух ученых, имеющих «серьезную репутацию».