Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Там бубна звон

Выставка «Бубновый валет» в галерее «Дом Нащокина»

В столичной галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Бубновый валет», претендующая на статус хита межсезонья. В экспозиции произведения Машкова, Кончаловского, Ларионова, Гончаровой, Бурлюка и Кандинского.

Мало какие события в истории отечественного искусства пользуются нынче таким же интересом, как зарождение и вызревание русского авангарда. Одних диссертаций и прочих научных текстов по сему поводу написаны километры, не говоря уж о публицистике. Большинство художников, имевших отношение к «первому авангарду» или хотя бы к его окрестностям, давно удостоены не только персональных энциклопедических статей, но зачастую и монографических изданий. В сегодняшних музеях кубофутуристы, неопримитивисты, супрематисты, конструктивисты и пр. всегда на видном месте. В сети можно раздобыть мегабайты информации на эту тему, в том числе визуальной… И все же стоило галерее «Дом Нащокина» анонсировать выставку под названием «Бубновый валет», как культурная общественность зашевелилась и стала выказывать признаки любознательности. Мол, что там за история и надо ли на нее выбираться?

Ответим уклончиво: кому как. Искусствоведам и коллекционерам определенно надо, чтобы не думали, будто видели уже все на свете и ничто новое их уже не ждет.

В экспозицию включены работы, многие из которых в Москве никогда не демонстрировались. Вернее, так: не демонстрировались с незапамятных времен.

Вообще-то, «Бубновый валет» — феномен абсолютно московский, поэтому трудно выяснить во всех случаях и с полной доскональностью, кто именно, кому и что мог здесь показывать в оны годы. Но с тех пор, как эти опусы очутились в собраниях художественных музеев Тулы, Вологды, Рязани и Абрамцева (музей-заповедник в бывшей усадьбе Мамонтовых выступил основным поставщиком изобразительных материалов для выставки), так вот, с тех пор все гастроли на учете. Условно нового материала для квалифицированных столичных зрителей в «Доме Нащокина» действительно хватает.

Рекомендовать ли эту выставку тем, кто совсем слабо представляет, о каком искусстве идет речь? Наверное, тоже да. Если сходят и получат первую «инъекцию» — пробудится любопытство, захочется разузнать и увидеть побольше. А сложнее всего в данном случае советовать публике продвинутой, но не профессиональной в части художеств. Например, если вы в 2004 году посещали и внимательно исследовали ретроспективу «Бубнового валета» (она проходила поочередно в Монако, в Русском музее и в Третьяковке), то многое зависит от того, что вы для себя оттуда почерпнули. Иначе говоря, захотелось ли вам вникать в дальнейшие оттенки или же вы сочли тему для себя исчерпанной и закрытой. Тот проект восьмилетней давности был достаточно фундаментальным, чтобы предполагать оба сценария. Нынешний не фундаментален совсем. В нем многое получилось наобум.

Приходить сюда за уточнением и прояснением давней авангардной подоплеки нет резона. Можно только еще больше запутаться.
Дело в том, что понятие «Бубновый валет» следовало бы разделить на три фракции, на три составные части. Во-первых, это выставка с таким названием, открывшаяся в декабре 1910 года в доме Экономического общества офицеров на Воздвиженке (в том самом здании «Военторга», которое при Лужкове сровняли с землей, чтобы выстроить на его месте новодельную имитацию).

Коллективная акция «левой художественной молодежи» произвела фурор и скандал, но вскоре после нее в лагере авангардистов произошло размежевание: двое лидеров, Ларионов с Гончаровой, увели своих сторонников для устройства альтернативных выставок «Ослиный хвост» и «Мишень».

Задним числом оказалось, что первое совместное выступление было уникальным по составу. Подобного энтузиазма и единения сил впоследствии не наблюдалось ни разу.

Во-вторых, название «Бубновый валет» получило общество художников, куда после «ссоры хвостов с валетами» вошли далеко не все из инициаторов «нового искусства». Разногласия были и личными, и идейными. Общество просуществовало до 1917 года.

В-третьих, под маркой общества «Бубновый валет» происходили время от времени выставки, где участвовали очень разномастные авторы (устав организации позволял брать буквально всех, кто соглашался уплатить денежный взнос).

А в роли «приглашенных звезд» выступали знаменитые иностранцы — Матисс, Пикассо, Дерен, Кирхнер, Макке.

Смесь получалась гремучая, однако не слишком вразумительная. Молодой Маяковский на диспуте обозвал «валетов» людьми, «размазывающими слюни по студню искусства».

Так что даже на формально-юридическом уровне не вполне понятно, что подразумевали устроители нынешней ретровыставки под названием «Бубновый валет». Однако в культуре, как правило, имеют силу не формальности, а негласные договоренности или конвенции. Не так уж сложно вывести реестр художников и произведений, которые бы устроили буквально всех в качестве олицетворения «Бубнового валета».

Но со списком авторов галерея «Дом Нащокина» слегка подзапуталась (не юридически, а по существу), с произведениями — тем паче.

Скажем, монументальное полотно Петра Кончаловского «Купание Красной конницы», позаимствованное в Центральном музее Вооруженных сил, датировано 1928 годом — ну какой тут, спрашивается, «Бубновый валет»? От этого рыхлого псевдоклассицизма всего полшага до застенчивой версии социалистического реализма. Правда, без фигуры Кончаловского (только прежнего, дореволюционного Кончаловского) «валетов», конечно, представить невозможно. А вот без Сергея Константиновича Эйгеса — легко. По той элементарной причине, что Сергей Константинович родился в 1910 году и не имел физической возможности участвовать в выставках «Бубнового валета». Зато там участвовал его дядя, Вениамин Романович Эйгес. Откуда же в проекте взялись композиции, подписанные «С. К. Эйгес»? Из частной коллекции, откуда же еще. Типа, перепутали. В этом месте хочется влепить смайлик.

Справедливости ради надо заметить, что не все так грустно. Есть работы не просто качественные и бесспорные, но еще и напрямую связанные с ранними бубнововалетскими установками. Музейный Фальк, музейный Лентулов, шикарная «Натурщица» Машкова из Вологодской картинной галереи, тот же Кончаловский с видами города Сиены и речки Вори, изящный Куприн, лубочная Розанова… Но вот ведь опять: Ольга Розанова в контексте «Бубнового валета» фигура временная, даже необязательная, зато для футуристов своя в доску. Кураторский прицел постоянно сбивается и требует доводки вручную. А для этого необходимы навыки, которых у многих зрителей нет. Иначе — потеря резкости вплоть до дезориентации в историко-художественном пространстве. Разве за то боролись? Здесь еще один условный смайлик.

Новости и материалы
Аргентина расследует криптовалютный скандал с Милеем
Российский дипломат оценил слова Каллас о том, что мирное население РФ не гибнет от ВСУ
Россияне осудили депутата, предложившего пенсионерам работать
На Украине сообщили о повреждении ТЭЦ на юге страны
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Задержан рейс из России в Египет
Минобороны сообщило о суточных потерях ВСУ в Курской области
Песков обвинил Украину в нежелании «отвечать за слова»
В Совфеде раскритиковали слова спецпосланника Келлога о России
Российский хоккеист «Рейнджерс»: хочется играть и представлять Россию
Петербургская пенсионерка обварилась кипятком в ванне и не выжила
Все новости