Недавние разговоры о том, что старейшие галереи современного искусства в Москве прекращают свою деятельность и будто бы исчезают, привлекли повышенное внимание к вернисажам на «Винзаводе», где они несколько лет назад получили новую прописку. Вчера здесь открылись две выставки, имеющие прямое отношение к слухам о галерейном кризисе в области contemporary art. Практическое наблюдение за ситуацией позволяет сделать вывод, что она выглядит отнюдь не гибельной.
Хотя галерея «М&Ю Гельман» действительно устроила свой последний вернисаж, публика вряд ли ощутит потерю – в отличие от столичных художников.
По словам Марата Александровича, уже в сентябре, миновав на общих основаниях межсезонье, подведомственное ему учреждение – теперь уже под вывеской «Культурный альянс» (в бытность Медведева президентом такое название носил придуманный Гельманом партийный проект «Единой России», направленный на конструирование региональной идентичности за счет оживления культурной жизни в провинциальных городах) – начнет работать с региональными авторами. Первой станет выставка группы «Город Устинов» из Ижевска: эти художники, по их собственному признанию, работают в жанре «микро стрит-арта». Дальнейшие планы «Альянса» зависят от результатов июньского фестиваля «Белые ночи в Перми»: Гельман намеревается отобрать там еще нескольких кандидатов для своей будущей выставочной программы.
Что касается галереи XL, то здесь обстановка пока менее определенная, однако владелица заведения Елена Селина твердо дала понять, что в сентябре новая выставка откроется непременно. Какая – пока неизвестно: ведутся переговоры.
Нынешние вернисажи вполне типичны для галерей, объявивших о своем закрытии или переформатировании. Для Гельманов Алексей Каллима – привычный, постоянный автор: они сотрудничают уже лет десять. Уроженец Грозного и выпускник Краснодарского художественного училища попал в поле зрения именитого галериста, когда разрабатывал чеченскую тему:
многим памятны эпические холсты Каллимы, посвященные постмодернистским оттенкам кавказского конфликта.
С тех пор художник не единожды менял установки и концепции, но неизменно был привечаем гельмановским заведением. Можно было ожидать, что под занавес галерейной биографии Каллима представит что-нибудь сенсационное и эпатажное, чтобы момент надолго запомнился.
Однако ничего подобного не произошло. Лауреат премии «Инновация» в последние годы придерживается совсем не инновационной стилистики: он оттачивает манеру, весьма напоминающую советские журнальные иллюстрации 1970-х годов. Разница, во-первых, в масштабах – работы Каллимы измеряются в метрах, а не сантиметрах. Во-вторых, сюжеты выглядят несколько более замороченными, чем в иллюстрациях к журналу «Пионер». Эта тенденция полноценно выражена и на теперешней выставке.
Автор продолжает делать ставку на монументальную и детализированную банальность: то запечатлеет вид сверху на автомобильное движение, то вдруг даст фронтальный вид на соседское окно с девушкой в проеме.
Отблески прежней брутальности проглядывают разве что в сцене идиллической драки между скинами и антифашистами на фоне природы или в эпизоде с толпой футбольных болельщиков, упирающихся взглядами в ни в чем не повинного зрителя. Но такие сюжеты больше похожи на атавизм: сегодня автору явно ближе безмятежная созерцательность.
Концепция «взгляд и нечто» ощутимо реализуется и Анной Ермолаевой, чья выставка «Баланс белого» открылась в галерее XL. Правда, Ермолаева работает в формате видеоарта, но ее приемы сродни живописным. Важен не сам сюжет, а зрительское состояние при просмотре.
Грейдеры волочат горы мусора по рыночной площади в Вене, пассажиры метрополитена спускаются по эскалатору в недра подземки, полуснесенный дом обнажает свои внутренности с остатками былых интерьеров… Правда, за этими незатейливыми, едва ли не пресными кадрами может крыться определенная интрига.
Например, четырехканальное видео с эскалаторами носит название «Пятилетка», подразумевающее авторскую придумку с хронологией: Анна Ермолаева снимала в одном и том же месте (конкретно – на станции питерского метро «Электросила») в 1996-м, 200-м1, 2006-м и 2011 годах.
Если обращать внимание на эту подробность, то легко от созерцательности перейти к социокультурному анализу пассажиропотока. Но вряд ли сама художница имела в виду именно такую постановку вопроса. Более вероятно, что она, как и Алексей Каллима, просто любуется банальностью и даже ее смакует.
Обе упомянутых выставки – и Каллимы, и Ермолаевой, – намеренно игнорируют зрительскую тягу к занимательным неожиданностям. Это недвусмысленный намек: по-настоящему интересно лишь то, что окружает нас в обыденной жизни. Такая декларативная приземленность встречается в современном искусстве не столь уж редко. Пожалуй, не стоит принимать ее за последствие нехватки воображения. Здесь имеет место не дефицит фантазии, а настойчивая авторская позиция.