Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Счастье от ума

В Москве прошли гастроли Гамбургского балета

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошли гастроли Гамбургского балета, возглавляемого знаменитым хореографом Джоном Ноймайером, со спектаклями «Третья симфония Малера» и «Нижинский».

Ноймайер родом из США, но карьера бывшего танцовщика, а затем маститого хореографа давным-давно проходит в Европе. С приходом креативного и плодовитого мастера никому — по балетной части — дотоле не известный немецкий город стал одной из мировых танцевальных столиц. Труппа не выступала в Москве с 1989 года, и многие успели забыть, насколько своеобразен этот хореограф, которому, как шутили в кулуарах гастролей, надо запретить читать. Чрезмерная (но кому-то, наоборот, подходящая — все зависит от субъективного зрительского темперамента) обстоятельность — главная примета авторского стиля. Прочитанное по теме балета и вокруг нее (а это немало — Ноймайер по первому образованию бакалавр литературы) он вгоняет в спектакли, что удлиняет их и загружает до предела. После этого тщательно перемешивает ингредиенты и педантично рассматривает полученную смесь в лупу.

Автору всегда есть что сказать, а потом еще и резюмировать. Отдельные горячие головы непочтительно именуют такую манеру «жует мочало». На самом деле тягучие, но пластически изобретательные постановки следует воспринимать как археологические раскопки: культурный слой идет за слоем, и нужно принять как данность, а находки терпеливо исследовать.

Натуру Ноймайера можно оценить по его отношениям с музыкой Густава Малера. Хореограф обожает неспешную мелодическую вязь знаменитого венца, он переложил на язык танца почти все его симфонии. В Москву привели «Третью симфонию Малера» — балет, который считается одной из самых удачных работ хореографа. На Малера, как известно, повлиял модный современник Ницше (в симфонии использованы его тексты). А возглас героя Ницше Заратустры — «я поверил бы только в такого бога, который умел бы танцевать» — принадлежит к наиболее цитируемым в наследии философа. Так что балет по третьей симфонии напрашивался, и образованный Ноймайер не мог пройти мимо.

Бессюжетный спектакль постановщик описал словами «системный подход».

Он подробно объяснил, как следует воспринимать постановку: это не «взять симфоническую музыку, прибавить сюжет «Мадам Бовари» — и получится балет». И не визуализация нот, когда под соловьиные звуки флейты-пикколо ставят «легкие» па, а под гулкое пиликанье контрабаса — «тяжелые». «Это история людей, рассказанная языком балета и музыки», сказал Ноймайер, придумавший в спектакле и свет, и костюмы. И, разумеется, танец, в котором техника пуантов на равных сочетается с раскрепощенным модернистским «корпусом», а приземистые пирамиды из тел по принципу «куча мала» — с изысканными воздушными поддержками.

Музыка и впрямь навеяла: уже в первом эпизоде лирический герой спектакля с хрустом продирался сквозь толпу возбужденно-агрессивных мужчин, в точности так, как в партитуре взвинченные до предела медные и духовые «рвались» через высокую «стену» струнных. Из статичных поз, напоминающих скульптуры Родена, танцовщики выходили в прихотливые извилистые цепочки, двигаясь то торжественно, то нарочито вульгарно — как в жизни. Они порхали, словно бабочки, и сражались, как борцы сумо, меняя костюмы с белых на бежевые и с красных на голубые. Герой же, пережив групповые пластические колебания, впадал в лирическое затишье, задумчиво прохаживаясь и наблюдая за чужими любовными играми в поисках собственного идеала. Пока в каждом углу сцены танцевалось что-то свое, юноша познал разнообразные дуэты и танец соло, пляски летних радостей и грусть осенних невзгод, а также явление ангела. Переживая драму выбора, он искал то одиночества, то компании, рвался из невидимых пут и выплескивал нешуточную патетику. В финале мальчик подходил к авансцене, проникновенно глядя поверх зрителей, а затем, повернувшись к ним спиной, медленно удалялся вглубь, к заднику. Может быть, это ницшеанский сверхчеловек, достигший вселенской мудрости и умиротворения?

«Нижинский» поставлен на сборную музыку и тоже полон символических намеков, но при этом парадоксально лишен неопределенности: смыслы густонаселенного биографического спектакля вколачиваются в зрителей с железной непреклонностью.

Начинаясь в швейцарском пансионе, где в 1919 году прошло последнее выступление заболевшего головой гения балета, спектакль выруливает в безбрежную область глюков: все, что мы видим, есть видения обезумевшего Вацлава, вспоминающего прежнюю жизнь. В многоярусной конструкции реальное смешивается с небывалым. Бесноватая женщина (персонаж знаменитой «Весны священной», поставленной Нижинским-хореографом) корчится на фронтах то ли Первой, то ли Второй мировой войны. Жена героя Ромола хоть и изменяет мужу с его лечащим врачом, но самоотверженно заботится о больном, слепляясь с ним телом (то есть, конечно, духом) и бесконечно возя застывшего (или впадающего в буйство) героя по сцене на санках. Вгоняющие публику в гипноз военные кошмары, демонстрируемые Ноймайером так и сяк все второе действие, по мысли постановщика, сводят героя с ума. А Дягилев, покровитель и любовник Нижинского, которого танцовщик, как известно, то обожал, то — в поздних дневниках — проклинал, называя своим злым гением, по мысли хореографа, ни при чем. Он в спектакле белый и пушистый: щеголяет черным цилиндром, много танцует со своим птенчиком Вацлавом (весьма эротические дуэты) и заботливо носит его на руках. Сестра Нижинского Бронислава (в жизни — знаменитый хореограф) и брат Станислав, страдающий наследственным в семье Нижинских безумием, запросто встречаются с персонажами, исполненными их знаменитым родственником. И не только они. Роли танцовщика — Фавн, Петрушка, Арлекин, Золотой Раб и Видение розы — вихрем мчатся среди солдат, поклонников, одалисок из «Шехеразады» (балет из репертуара Нижинского) и былых коллег по Императорскому театру.

В общем, чтобы понять перенасыщенный метафорами и аллегориями балет, надо по меньшей мере знать краткую биографию легендарного артиста и помнить историю дягилевской антрепризы — «Русских балетных сезонов». Иначе, как ворчал сидевший рядом зритель, «без поллитра не разберешься».

Как бы то ни было, а хореограф и его труппа могут радоваться успеху гастролей: публика у нас оказалась адекватная, не поглощенная клиповым сознанием, терпеливо принимающая все длинноты постановщика. Хлопали (особенно «Нижинскому») увлеченно и искренне, великолепно работавшие исполнители по праву получили свои букеты, Ноймайер раскланивался со счастливым выражением лица. А директор Музыкального театра Владимир Урин сказал на пресс-конференции, что в дни гастролей отключил телефон: увидеть, как танцуют сто человек из Гамбурга, стремилась, кажется, вся Москва, и спрос на билеты превысил все нормы.

Новости и материалы
Слова МИД Франции об Украине вызвали ярость в Париже
ВС РФ ликвидировали пункт управления дронами под Красным Лиманом
Владелец Bosco передал сыну долю в бизнесе
Итальянский журналист объяснил, почему власти его страны помогают Киеву
Германия не смогла ответить на более чем 300 запросов по «Северным потокам»
Аналитик назвал операцию России по пуску «Орешника» идеальной
Украинский беспилотник уничтожили над Брянской областью
Россиянин обварил знакомую кипятком из чайника
Тренер «Спартака» рассказал, как будет решать проблемы с составом
За утро средства ПВО сбили два беспилотника над двумя российскими регионами
В подполье сообщили о взрыве на автомобильном заводе в Кременчуге
В США рассказали, какой шаг Трампа сильно разочарует украинцев
В России завершают испытания новой снайперской винтовки ZOV
Экс-игрок «Локомотива» объяснил, что «Спартаку» в дерби удалось лучше
В Новороссийске неизвестный приставал на улице к детям и предлагал им прокатиться
Володин поздравил россиян с Днем матери
В Турции пассажирский автобус столкнулся с фурой и машиной
Юрист предупредил об опасности американских мин на Украине
Все новости