Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Крик» наделал денег

Картина Эдварда Мунка «Крик» установила абсолютный ценовой рекорд на Sotheby's

Картина Эдварда Мунка «Крик» на вечерних торгах Sotheby's в Нью-Йорке продана за $119,992 млн, установив новый мировой рекорд по стоимости произведения изобразительного искусства. Имя приобретателя неизвестно.

Аукционные торги в разделе «Импрессионисты и искусство ХХ века» традиционно привлекают повышенное внимание публики, поскольку этот сектор антикварного рынка наиболее богат на рекорды. Именно к такой категории принадлежали три предыдущих лота, становившиеся чемпионами продаж, — две картины Пабло Пикассо и скульптура Альберто Джакометти. До сего дня первенство принадлежало полотну «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» кисти Пикассо: два года назад за него на нью-йоркском аукционе Christie's отдали $106,5 млн. Правда, из неофициальных источников можно почерпнуть куда более внушительные цифры. Например, несколько месяцев назад сообщалось, что

королевская династия Катара приобрела у греческого миллиардера Георгия Эмбирикоса картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за $250 млн.

Однако подобные непубличные сделки остаются за рамками официальной статистики, она учитывает лишь результаты открытых аукционов.

Накануне нынешних нью-йоркских торгов Sotheby's наблюдался особый ажиотаж. Внимание было приковано к лоту № 20 — под этим номером значилась картина «Крик» знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В каталоге аукциона не публиковался эстимейт (предварительная оценка) этого лота. Из уст некоторых экспертов доносилась цифра в $80 млн, но было заранее понятно, что итоговый результат окажется выше.

Ждали рекорда — и он случился. Один из участников торгов на правах анонимности приобрел «Крик» за $119,992 млн, обновив прежнее абсолютное достижение.

Ценовой рекорд выглядит предсказуемым, поскольку речь идет о едва ли не самом популярном и узнаваемом изображении в истории западного модернизма. Представленный на нынешнем аукционе «Крик» — одна из четырех версий знаменитой композиции. Три других хранятся сейчас в государственных музеях Норвегии: одна в Национальной галерее, еще две в персональном музее художника в Осло (стоит добавить, что из обоих музеев варианты «Крика» были украдены, но в итоге вернулись на место). Пастельный вариант 1895 года оставался единственным, принадлежащим частным владельцам. Он был создан автором для немецкого кофейного магната Артура фон Франке — возможно, по заказу; позднее несколько раз переходил из рук в руки, но хроника этих перемещений тщательно отслежена, провенанс ни у кого не вызывает сомнений.

На нынешние торги это произведение выставил норвежский бизнесмен Петер Ольсен, чей отец, Томас Ольсен, дружил с престарелым Мунком и коллекционировал его работы.

На вырученные деньги бывший владелец картины намеревается открыть музей Эдварда Мунка на своей ферме «Рамме-Гаард» в Хвитстене: в этих местах художник часто бывал и работал.

Несмотря на хрестоматийную популярность «Крика», символический смысл произведения не так уж и очевиден. Известно, что автор изначально хотел включить его в эпическую серию под названием «Фриз жизни», которую сам Мунк именовал «поэмой о жизни, любви и смерти». Именно «любовный» цикл эта композиция вроде бы и призвана была замыкать. Если «Голос» выражал привлекательность любовного чувства, «Поцелуй» служил аллегорией плотских удовольствий, «Вампир» подразумевал боль, «Мадонна» символизировала загадку эротики, а «Пепел» — ощущение вины, то «Крик» довольно логично мог быть трактован как визуальный образ отчаяния, рожденного неразделенной страстью.

Однако художник вскоре отказался от такой расшифровки, видимо, почувствовав, что изображение не укладывается в отведенные ему символические рамки. Показательно, что на аутентичной раме, обрамляющей нынешний топ-лот, рукой Мунка начертан верлибр собственного сочинения, совершенно иначе объясняющий сюжет.

Автор описывает, как во время прогулки с двумя друзьями по окрестностям Осло-фьорда он вдруг ощутил «легкий приступ меланхолии», переходящий в ужас, и, отстав от спутников, «услышал мощный Крик Природы».

Не зов, а именно крик, даже вопль: персонаж, прототипом которого Мунк объявил самого себя, испытал острый диссонанс между цивилизованностью и естеством. Не удивительно, что так называемый язык природы вдруг отозвался в его голове хаотичным, нарастающим шумом, вытесняющим из сознания привычные клише. Как видите, тут уже дело философски более серьезное, чем страдания из-за неразделенной любви. От этой, по сути, экспрессионистской концепции отталкивались позднее почти все последователи и исследователи творчества Мунка. В любом случае нет сомнений, что художник стремился к анализу души современного ему, то есть «безбожного», человека на основании собственного психологического опыта.

Новости и материалы
Российский дипломат оценил слова Каллас о том, что мирное население РФ не гибнет от ВСУ
Россияне осудили депутата, предложившего пенсионерам работать
На Украине сообщили о повреждении ТЭЦ на юге страны
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Задержан рейс из России в Египет
Минобороны сообщило о суточных потерях ВСУ в Курской области
Песков обвинил Украину в нежелании «отвечать за слова»
В Совфеде раскритиковали слова спецпосланника Келлога о России
Российский хоккеист «Рейнджерс»: хочется играть и представлять Россию
Петербургская пенсионерка обварилась кипятком в ванне и не выжила
В Кремле заявили, что Россия будет учитывать прежний обман со стороны Запада
Все новости