Организаторы танцевального фестиваля «СупердискотЭка 90-х» могут заплатить до 800 тысяч рублей штрафа: после проверки Федеральной миграционной службы (ФМС) выяснилось, что несколько зарубежных музыкантов, выступавших на концерте, не имели разрешения на работу в России.
Руководитель пресс-службы ФМС России Залина Корнилова рассказала «Газете.Ru», что сотрудники службы 9 марта навестили с проверкой спорткомплекс «Олимпийский»: они дождались окончания концерта и проверили документы у гастролеров.
Оказалось, что у девяти музыкантов из четырех музыкальных групп отсутствовали разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в России.
«Они прибыли в Россию по туристической визе», — пояснила Корнилова.
По ее словам, музыканты перед поездкой должны были обратиться в МИД России и указать, что цель поездки — работа, чтобы получить деловую визу. Приезд музыкантов по туристической визе в ведомстве расценивают как уход от налогов.
По словам Корниловой, никаких преференций для иностранных артистов в России нет. На вопрос, были ли ранее претензии к въезжающим в Россию гастролерам, Корнилова ответила отрицательно.
«Нет разницы — иностранный гражданин работает на стройке или выступает на концерте.
Законы должны соблюдать все», — заявила Корнилова ранее. Имен музыкантов она не назвала.
«СупердискотЭку 90-х» проводит «Радио Рекорд»: сцена и фойе были оформлены в стиле того времени, а выступали тогдашние звезды: Олег Газманов, Наташа Королева, Валерия и Таня Буланова, группы «Руки вверх» и «Дискотека Авария», Шура, Алена Апина, Евгений Осин и многие другие.
Зарубежную танцевальную сцену 90-х представляли германские евродансеры из Snap! и Culture Beat, дуэт La Bouche, английская группа East 17. По информации «Газеты.Ru», они и стали объектом внимания российской миграционного ведомства.
Получить оперативный комментарий у представителей радиокомпании не удалось.
Госпожа Корнилова не отметила, что ситуация, в которой зарубежный артист оказывается равен в своих обязанностях иностранному строителю, складывается лишь в силу того, что в российском трудовом и миграционном законодательствах статус тех или иных профессий не определен. В то же время для дипломатии вообще и для консульских служб в частности культурная деятельность является особым случаем. Как рассказала «Газете.Ru» координатор Joint Eurasian Expert Network, эксперт по международным отношениям Наталья Харитонова, на уровне дипломатической работы культурные поездки выделяются в отдельный вид деятельности, который регулируется на уровне двусторонних соглашений. Страны стремятся облегчить возможность путешествовать артистам, художникам, литераторам для взаимного продвижения языка и культуры — для этого предусмотрены специальные типы виз, дающие их обладателям право зарабатывать деньги артистическим трудом на территории сопредельной страны.
Реализуют эту возможность российские промоутеры по-разному.
«Мы всегда делаем нашим исполнителям так называемые культурные визы, которые позволяют приезжающим артистам выступать в Москве и получать за это гонорар», — рассказал «Газете.Ru» промоутер Андрей Саморуков. Он добавил, что для получения такой визы предусмотрена официальная процедура: в Министерство иностранных дел направляется запрос, и уже МИД уведомляет посольство в другой стране о том, что такая виза запрошена.
Судя по словам Елены Масловой, пиар-директора концертного агентства «Мельница», у промоутеров существуют и другие каналы приглашения артистов. «Мы делаем так называемые гуманитарные визы через Министерство культуры.
Минкульт имеет аккредитацию в МИДе как уполномоченное ведомство, и этим каналом пользуются все крупные промоутеры. А все расчеты с налоговыми органами артисты берут на себя», — рассказала Маслова.
Промоутер Филипп Миронов, занимавшийся организацией гастролей диджеев и электронных музыкантов, жалуется на отсутствие прозрачной и простой процедуры приглашения. «Культурные визы оформлять сложнее, туристические — самый простой путь», — сказал он. По его словам, диджеи обычно используют именно турвизы, но они путешествуют с малозаметными макбуками, в выходные, и отличить их от обычных туристов практически невозможно, поэтому у пограничной службы никаких сомнений обычно не возникает.
«Культурные визы необходимы тем, кто везет с собой много оборудования: тут уж шила в мешке не утаишь», — заключил Миронов.
— А вообще-то никто и никогда не слышал, чтобы ФМС приходила на концерты с подобными проверками: ведь даже наркоконтроль приходит с инспекциями далеко не в каждый клуб. Это первый случай на моей памяти, и объяснить причину их активности я, честно говоря, затрудняюсь».