Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович.
Мышлаевский. Достигается упражнением.
Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, вместе с ними бежит и глава Украинской державы гетман Павел Скоропадский (Сергей Шакуров). Но защитники у Города остались: собранные по призыву правителя добровольные дружины из офицеров, юнкеров и студентов остаются сражаться с петлюровцами. Добровольцами записались военный врач поручик Алексей Турбин (Константин Хабенский), его брат Николка (Николай Ефремов) и друг Мышлаевский (Михаил Пореченков). Но обороны города не получится. Кокаинист и футурист Шполянский (Федор Бондарчук) подсыплет в двигатели броневиков сахар, полковник-гусар Най-Турс (Алексей Серебряков) после нескольких залпов по наступающей кавалерии под началом петлюровца Козыря-Лешко (Сергей Гармаш) распустит оставшийся у него взвод и останется прикрывать бегство своих солдат за пулеметом, где и встретит смерть. Турбины уцелеют: оставшийся помогать полковнику Николка не без приключений доберется до дома, где волнуется сестра Елена (Ксения Раппопорт), а Алексей опоздает к боям, поймает пулю, убегая от вооруженных врагов, и будет спасен прекрасной незнакомкой по имени Юлия Рейсс (Екатерина Вилкова). Возвращение к ней после перенесенного тифа, мобилизации, совершенного убийства и бегства всех друзей и родных вслед за приходом красных станет финалом истории и фильма.
Стало общим местом сетовать на то, что произведения Михаила Булгакова трудно переносить на экран, правда чаще всего это относится к очередной попытке экранизации «Мастера и Маргариты», мистическим образом не дающейся в руки никому из режиссеров.
К написанному же в начале 1920-х роману «Белая гвардия» кинематографисты толком еще и не обращались.
Конечно, был и замечательный «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, и «Дни Турбиных» Владимира Басова – но первый к собственно «Белой гвардии» отношения не имеет (его основой стала одноименная пьеса «в восьми снах»), а второй фактически является телеспектаклем по пьесе, написанной Булгаковым на основе романа, поставленной еще при жизни писателя (говорят, её любил Сталин) и до сих пор с успехом идущей в отечественных театрах. Так что показанный по телеканалу «Россия» восьмисерийный фильм «Белая гвардия» — первый опыт экранизации этого произведения, чему порукой прекрасная незнакомка, которая в пьесе не фигурирует.
Над классикой советской литературы режиссер Сергей Снежкин (сериал «Брежнев», фильм «Похороните меня за плинтусом») и авторы сценария Марина и Сергей Дяченко (писатели-фантасты, адаптировавшие также для экранизации «Обитаемый остров» братьев Стругацких) поработали весьма энергично. «Белая гвардия» — воспоминание Булгакова о конкретном времени и конкретном месте, написанное в совершенно определенном историческом контексте, а у его героев были вполне реальные прототипы.
Самого себя Булгаков изобразил как Алексея Турбина, Николка и Елена – это родные брат и сестра писателя;
под фамилией Шполянский выведен известный советский литератор Виктор Шкловский (правда тот, несмотря на метания в годы Гражданской войны, не был тем «демоном революции», которого старательно сыграл Бондарчук).
Первоисточник, соответственно, неприкосновенным не остался и еще дальше книги отошел от биографичности: некоторые второстепенные линии значительно усилены и выведены на первый план, поставлена на новое место часть сцен, добавлены новые эпизоды. И в результате «Белая гвардия» обзавелась совершенно другими акцентами, нежели исходное произведение, и даже заканчивается пусть и на полуслове, как в романе, но полуслове, более понятном массовому зрителю.
Посиделки офицеров у Турбиных до бегства Скоропадского, занимающие добрую половину фильма, — это рассказ о России, которую мы потеряли. Эти же посиделки, но после прихода Петлюры – это ответ на вопрос, как такое могло произойти.
В промежутках же бардак и, как его следствие, – подвиги гибнущих воинов, отчаяние от бессилия что-либо изменить и бегущие от врага трусы, впереди которых вывезенный немцами под видом раненого бывший генерал-лейтенант царской армии Скоропадский.
Петлюровцы получились наиболее выпуклыми за счет огромной (по сравнению с книгой) роли полковника Козыря-Лешко. Его адъютант носит на шее коллекцию офицерских погон, сам полковник приказывает сжечь школу только за «русский дух», убивает первого встреченного в Киеве еврея, приказывает жестоко казнить захваченного в плен мальчишку-юнкера, а почти в самом конце сходится с главным героем один на один. Новые сцены появились, возможно, благодаря автобиографической повести «Начало неведомого века» Константина Паустовского, который жил в Киеве в то время и даже послужил в петлюровской армии.
Но именно привнесенная выпуклость в итоге подпортила «Белую гвардию» Снежкина и Дяченко: столь явно проговоренные мысли вступили в конфликт со средствами, которыми они были показаны.
Блеклые батальные сцены, где полки показаны взводами, а роты – отделениями, обилие крупных планов в массовых сценах, когда толпа подменяется кучкой, малое количество локаций могли поставить крест на любом проекте.
Спасла фильм только актерская игра: исполнители главных и не очень главных ролей отработали так, что бессмысленно сравнивать их с сыгравшими у Басова Мягковым или Лановым, поскольку они создали своих собственных героев. Но за счет той же хорошей актерской игры получилась не совсем «Белая гвардия», а скорее, растянутые в три раза басовские «Дни Турбиных» — телеспектакль, населенный всеми персонажами романа, а не пьесы, и населенный так густо, что Хабенский и Пореченков, хорошо знавшие Турбина и Мышлаевского по мхатовской постановке, едва не потерялись на фоне Гармаша, Бондарчука и Серебрякова.