Предполагаемые участницы феминистской панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина проведут в СИЗО полтора месяца: они подозреваются в совершении преступления по признакам ч. 2 ст. 213 Уголовного кодекса (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Именно как хулиганство квалифицировал Таганский суд Москвы устроенный группой в храме Христа Спасителя «панк-молебен». Девушки будут содержаться в изоляторе до 24 апреля.
<3>
Концерт Pussy Riot в храме Христа Спасителя (ХСС) под названием «Богородица, Путина прогони!» состоялся 21 февраля.
Участницы поднялись на алтарь, постояли на коленях, перекрестились и были выведены из храма сотрудниками охраны; в видеоотчет об акции были включены и кадры исполнения песни на гитарах — этот факт опровергают работники храма Христа Спасителя. Толоконникова и Алехина были арестованы 3 марта, в соответствии со статьей им грозит до 7 лет тюрьмы.
Эксперты «Парка культуры» полагают, что концерт Pussy Riot может быть назван и произведением современного искусства, и музыкальной акцией. Особого мнения придерживается искусствовед, организатор знаменитой выставки «Запретное искусство-2006» Андрей Ерофеев.
«Мне кажется, что в данном случае речь идет не об акции современного искусства, а об акции верующей молодежи», — сказал он, добавив, что акция стала выражением протеста против того, что глава церкви, не посоветовавшись с паствой, поддерживает одного из кандидатов на выборах президента.
«Эта верующая молодежь приходит в храм Христа Спасителя, в дом патриарха, и исполняет молебен — именно так назвали свое музыкальное обращение к Богородице Pussy Riot. Это неканоническая форма молитвы — молебен в панковской форме», — заявил Ерофеев. Он считает, что данная акция — в том числе и культурное событие.
<2>
«Но сталкивать это выступление в мир одного лишь актуального искусства — значит, сузить и дискредитировать их порыв», — заключил он.
Согласен с ним и художник-акционист Артем Лоскутов, организатор новосибирских «Монстраций» и прошедшего в этом городе 6 марта «Парада сомнений».
«Концерт» в ХХС не является преступлением, так же как не является преступлением крестный ход по улицам города. Пока одни носят платки и рясы, распевая молитвы, другие будут носить балаклавы и распевать панк-гимны», — заявил он.
Феминистской панк-группе Pussy Riot скоро исполнится полгода — она была образована в октябре прошлого года; в неё входит десять солисток и «технический персонал». До января года текущего за группой числилось несколько концертов-акций, не очень заметных, но весьма эффектных внешне: девушки в разноцветных балаклавах и яркой одежде исполняли песни протеста, забираясь на технические вышки на станциях московского метро, на крыши троллейбусов и тюремных строений. Выступлениям мешали полицейские, сотрудники метрополитена, водители троллейбусов и даже прохожие-женщины, чьи права вроде бы и отстаивают участницы панк-группы.
<1>
Причем Pussy Riot — это не только и не столько феминизм. Члены группы придерживаются левых и либеральных взглядов, требуют изменения политической системы страны (например, возвращения выборов губернаторов) и — среди прочего — освобождения политических заключенных.
Троицкий указывает, что идеологически рок-группа Pussy Riot примыкает к международному феминистскому музыкальному и активистскому движению Riot Grrrl. Правда, он напомнил, что его сторонницы, как правило, выступают в клубах и залах, ведут гастрольную деятельность.
«Pussy Riot же в связи с тем, что выступают без объявления и вне залов, в равной степени могут быть причислены к художникам-акционистам», — заявил он.
По его словам, схожим с Pussy Riot образом проявляла себя группа МС5, бывшая 1960-х в США музыкальным крылом движения «Белые пантеры». «Они неоднократно выступали на акциях движения, вступали в стычки с полицией и задерживались ею», — напомнил Троицкий.
Правда, MC5 никогда не скрывали своих имен, а одна из главных «фишек» группы — анонимность участниц, которые известны только под псевдонимами, и возможность для любого желающего (или любой желающей, что правильней) разделить их позицию и выступить под именем Pussy Riot. Впрочем, и Pussy Riot соблюсти этот принцип удалось лишь на первом этапе, когда до задержаний и приводов в полицию дело не доходило — сами девушки объясняли это тем, что у них «быстрые ноги и ловкие руки». Но 20 января 2012 года, после того как Pussy Riot «выступили» на Красной площади Москвы, исполнив с Лобного места песню «Бунт в России — Путин зассал», они были задержаны сотрудниками ФСО. К вечеру их выпустили на свободу (двум участницам были выписаны штрафы по 500 рублей за административное нарушение). Понятно, что после такого казуса нельзя говорить о том, что имена участниц по-прежнему никому не известны. Практически сразу дело дошло и до открытых «сливов»: в некоторых СМИ были опубликованы имена и места жительства девушек, но группа отрицала достоверность публикаций.
Но это дало повод окончательно связать Pussy Riot со скандальной арт-группой «Война» — одной из солисток панк-феминисток была названа бывшая активистка «Войны» Надежда Толоконникова.
Однако эстетическую связь между этими двумя группами искусствовед Андрей Ерофеев считает иллюзорной:
«Я бы не сравнивал Pussy Riot с группой «Война». «Война» в своем художественном поведении встроена в жизнь и практику европейского акционизма. А в данном случае это выступление молодежи, которое шире и важнее, чем просто произведение искусства».
Напомним, что задержание активистов «Войны» после акции «Дворцовый переворот» также вызвало споры, где находится граница между искусством и преступлением, и следует ли судить художников за их акции. Тогда представители современного искусства, высоко оценившие перформанс «Х.. в плену у ФСБ» (самую знаменитую акцию «Войны», за которую группа получила премию «Инновация»), разошлись во мнении — многие из них отмечали, что в случае с переворачиванием милицейских машин имела место порча чужого имущества (чего, кстати, не произошло во время «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя).
Любопытно, что Ерофеев (вместе с куратором Юрием Самодуровым) был осужден за выставку «Запретное искусство-2006» как оскорбляющую религиозные чувства и приговорен к штрафу в 150 тысяч рублей. Но он указал и на отличия: «У нас на «Запретном искусстве» не было такого градуса репрессий — нас не сажали в СИЗО, нам не шили 7 лет тюрьмы, не проводили в отношении нас оперативно-розыскные действия».
Границы между «легальным» и «нелегальным» в обществе и искусстве зачастую нелегитимны, а механизмы их изменения непрозрачны и неочевидны, уверен Лоскутов, причем общество неактивно подвергает сомнению верность расстановки этих границ.
«Потому что оно вообще неактивно, нету у общества механизмов, потому эти функции берут на себя более остро рефлексирующие авангардные группы, такие, например, как Pussy Riot, — говорит Лоскутов, — их действия — это критика, их мотивы — созидание, а не разрушение. К критике нужно прислушиваться, а не относиться к ней как к оскорблению.
Высоко ценит деятельность Pussy Riot и Андрей Ерофеев: «Я восхищен женской частью нашего общества – пока мужчины размахивают флагами и вздымают на политических акциях кулаки, выкрикивая лозунги, девушки протестуют артистично и мягко».
«В этом смысле Pussy Riot похожи на движение Femen, которое выбирает нестандартные и артистические формы манифестации своих взглядов», — заключил он.
«Панк-молебен» представлял из себя исполнение художественного произведения, и на это должны быть сделаны скидки, уверен музыкальный критик Артемий Троицкий. Комментируя инкриминирование девушкам статьи 213 УК РФ, которая говорит о совершении преступлений группой по предварительному сговору, критик отметил, что рок-группа всегда исполняет художественные произведения «по предварительному сговору».