Основу коллекции новой арт-площадки составит собственная коллекция фонда, в которой представлены произведения классиков неофициального искусства: Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Леонида Сокова, Александра Соколова, Ивана Чуйкова и многих других. Однако сама концепция будущей площадки предусматривает модель трансформера – гибкую адаптацию пространства под изменяющиеся нужды и задачи: оно, по замыслу Бреуса, должно легко «переставляться» под лекции, концерты или киносеансы.
«Помимо выставок нам бы хотелось показывать работы, находящиеся на грани кинематографа и видеоарта, как, например, «Тайная вечеря» Питера Гринуэя. И мы будем рады, если перед показом режиссер прочитает для зрителей лекцию», — говорит Бреус. Помимо коллекции фонда в арт-центре будут выставляться вещи из других коллекций, проходить экспозиционные проекты.
«В Москве огромное количество частных коллекций современного искусства, среди них есть и первоклассные собрания, – говорит Бреус. – И мы с удовольствием дадим возможность коллекционерам показать лучшие вещи из своих собраний у нас». Концепция новой площадки подразумевает, что «Ударник» включит в себя не только выставочный центр и музей, но и площадку для образовательных программ: здесь планируется проведение мастер-классов, лекций, круглых столов и научных симпозиумов.
Однако первыми шагами фонда на новой площадке станет реставрация интерьеров, которым Бреус собирается вернуть первоначальный вид – тот, который они имели после возведения в 1931 году по проекту архитекторов Веры Мухиной и Бориса Иофана. «Все, что нужно, это убрать то, что налепили наши предшественники, всю эту мишуру, и вытащить потрясающий оригинал», — сообщил Бреус в интервью изданию «Арт-хроника». Эту задачу опрошенные «Парком культуры» эксперты считают выполнимой. «До последнего времени в «Ударнике» не было перепланировок – интерьер, правда, был поблекший, реставрационных работ не проводилось, но необратимых изменений не было», — рассказала архитектурный критик, эксперт по конструктивизму Анна Броновицкая. Согласен с ней и координатор градозащитного движения «Архнадзор» Константин Михайлов: «В отличие, скажем, от «Детского мира» или кинотеатра «Форум», погибающего на Садовом кольце, на этом объекте не происходило необратимых изменений».
«Каро-фильм» не стал производить капитальных переделок, чтобы привести зал под новые технические кинотеатральные стандарты, и поэтому в целом «Ударник» сохранился, в отличие, скажем, от кинотеатра «Родина», который сильно пострадал от подобной модернизации», — поясняет Броновицкая.
Прежним арендатором «Ударника», собственником которого выступает Мосимущество, была кинотеатральная сеть «Каро-фильм». Как сообщил источник «Парка культуры» в правительстве Москвы, у сети были планы по реорганизации пространства, однако затем от них решили отказаться – кинотеатр с большой площадью, но при этом одним залом на полторы тысячи человек скорее был для сети проблемным активом. Броновицкая предлагает новым арендаторам «не разгораживать зал клетушками»:
«В своем нынешнем виде зал очень подходит для самых разных арт-инициатив. Можно сделать как в лондонской галерее Тейт-модерн, где тоже оставлено большое помещение, под которое ежегодно заказываются специальные инсталляции».
Судьба «Ударника» (ставшего одним из символов советской кинотеатральной индустрии и, в частности, первой штаб-квартирой Московского кинофестиваля с 1935 года) долго была наглядной иллюстрацией пережитых отраслью «тяжелых времен»: еще в 2000-х для того, чтобы попасть в зал, нужно было пройти сквозь строй игровых автоматов; часть площадей занимало казино. В 2010 году киносеансы в «Ударнике» были приостановлены, свой юбилей год спустя площадка встречала пустыми залами.
Директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин считает положительным тот факт, что «Ударник» вернется к культурной деятельности, а создание музейной площадки считает «остро необходимым».
«В таком огромном мегаполисе есть всего два центра современного искусства, государственный ГЦСИ и городской ММСИ, и ни одного негосударственного. При этом ни один из существующих центров не располагает пространством, достаточным для осуществления масштабных проектов», — сообщил Миндлин «Парку культуры», назвав такую ситуацию «ненормальной».
С ним согласен и директор по развитию Stella Art Foundation Николай Молок: «Городу нужны музеи и арт-центры, — сказал он «Парку культуры». — У нас есть «Винзавод» и Artplay, но это, по сути, кварталы галерей и арт-институций. Есть музеи современного искусства, но их единицы, а уровень потребности исчисляется десятками».
В течение нынешнего года фонд собирается сформировать попечительский совет арт-центра, в который Бреус намерен пригласить специалистов по музеестроительству и назначить директор музея, правда, никаких кандидатур президент фонда назвать не смог.
«У нас есть несколько вполне подходящих, сильных кандидатур на этот пост, — полагает Миндлин. — Это Виктор Мизиано, куратор, искусствовед, создатель «Художественного журнала». Это Андрей Ерофеев, много лет работавший над концепцией музея современного искусства и занимавшийся новейшими течениями в Третьяковской галерее, – он мог бы стать главным куратором. Наконец, это Иосиф Бакштейн, создатель Московской биеннале».
Кроме того, «Арт-хроника» намерена провести тендер на реставрацию здания и интерьеров среди российских архитектурных бюро. «Предполагаю, что для любого архитектурного бюро будет честью заниматься таким знаковым объектом, как «Ударник», – считает Бреус. Курировать реставрацию также будут специалисты из экспертного совета.
Реставрационные работы рассчитаны на несколько лет, однако часть пространства еще во время работ будет отдана под экспонирование коллекции «Арт-хроники».