Долговязый нескладный ботан из валлийской глубинки Говард Маркс (Рис Иванс) все отрочество огребает от сверстников, нагоняет температуру на градуснике, чтобы откосить от регби, а на контрольных получает по 98 баллов из 100. Росту популярности среди одноклассников это явно не способствует, зато после выпуска патлатый парень в смешном пиджаке поступает в Оксфорд. По счастливой случайности окно его спальни в общежитии оказывается секретным ходом в другую реальность — через него в гости к местным поклонникам расширения сознания ходят миловидные девушки. С первой затяжки черно-белое кино становится цветным, а всё, что происходит дальше, представляется сплошным sex, drugs, rock'n'roll. Однако знакомство с LSD проходит не очень приятно, приходится завязать, сесть за учебники и даже проработать какое-то время после выпуска из университета учителем.
Увы, жизнь на учительскую зарплату не слишком весела, так что когда бывшего однокашника-дилера задерживает с поличным немецкая таможня, Говард выезжает в Германию — там в гараже стоит «Мерседес», напичканный гашишом из Пешавара.
В дальнейшей жизни Говарда Маркса было много разного, и режиссер упаковывает всего понемногу в два часа экранизации его автобиографии; в оригинале книга и фильм называются «Mr. Nice» — по фамилии в одном из поддельных паспортов героя. Мистер славный парень легко сходится с пакистанскими и афганскими поставщиками гашиша. Столь же просто ему дается контакт с психопатичным оружейным снабженцем Ирландской республиканской армии Джимом Макканном (заметно переигрывающий всех в фильме Дэвид Тьюлис).
Говард в тюрбане радостно скачет, покурив с моджахедами. Говард гостит у калифорнийских адептов нью-эйджа. Говард сохраняет спокойствие в сарае посреди ирландской глуши, где Макканн в окружении голых баб смотрит свинское (в буквальном смысле — с участием свиней и прочей сельской живности) порно — в принципе, это та же оргия в оксфордской общаге, но с поправкой на местные нравы.
Говарду все нипочем: главное, вовремя закурить и не связываться с тяжелыми наркотиками.
Неслучайные знакомства легко превращаются в схемы. Наркотрафик встраивается в уже налаженные поставки оружия для ИРА, а когда дело доходит до экспансии на американский рынок, в ход идет багаж гастролирующих прог-рокеров — в бесчисленных ящиках со звуковой аппаратурой, которые возит с собой Pink Floyd, очень удобно прятать пакеты. Разве что со счастливой семейной жизнью — жена (Хлои Совиньи), пригоршня дочерей — подобный бизнес сочетается плохо. Даже если ты не ведешь вооруженные войны, воплощаешь мир и покой и готов рассказывать присяжным, что работаешь на МИ-6 в интересах короны.
Удивительно, что при таком количестве потенциально убойных деталей увлекательные истории самоироничного рассказчика превращаются на экране в скучный байопик.
Маркс, не полагаясь на память, вольно перемешивал в своей реконструкции событий прошлого правду с вымыслом. Режиссер Бернард Роуз («Кэндимэн», «Анна Каренина» и еще несколько обращений к творчеству Льва Толстого) выдает на основе книги классическое жизнеописание с моралью: герой веселился, поднялся, был беспечен, сел, много думал о дочерях, помогал другим и досрочно вышел на свободу к достойной пенсии. Выжимка из биографической справки всегда выглядит примерно так, но описание этого конкретного маршрута все-таки лучше получить из первых рук.