В вечер премьеры нового фильма на звезду немого кино Джорджа Валентина (Жан Дюжарден) падает миловидная барышня с живым личиком (Беренис Бежо). На следующий день оба оказываются на первой полосе газеты Variety. «Кто эта девушка?» — вопрошает заголовок. Интересуется снимками и жена Джорджа Дорис (Пенелопа Энн Миллер) — немолодая женщина с трагическим надломом и увядающей красотой кинодивы 1920-х. Студийный босс Циммер (Джон Гудман) так и вовсе негодует: из-за фотографий внимания прессы лишилась его протеже-актриска. Но удачно засветившаяся в кадре со знаменитостью девушка из толпы бодро танцует, так что скоро на афишах появится новое имя — Пеппи Миллер. А пока ее карьера будет набирать обороты, над именем Джорджа Валентина сгустятся тучи прогресса: на пороге изобретение звукового кино.
Действие фильма, претендующего на «Оскары» во всех главных номинациях, начинается в 1927-м году: на экране вариации двух цветов, а из звуков большую часть времени присутствует только закадровая музыка. Признание в любви к голливудскому «великому немому» французский режиссер Мишель Азанавичюс («Агент 117: Каир — шпионское гнездо», «Агент 117: Миссия в Рио») стилизует под дозвуковое черно-белое кино.
Выясняется, что современные зрители не только готовы смотреть романтическую историю без цвета и озвученных диалогов, но более чем разделяют ностальгические чувства постановщика.
Единственная встреченная претензия к фильму, кажется, заключается в том, что оно сделано так, чтобы всем нравиться. Это может раздражать. Мало того что жена режиссера Беренис Бежо отлично вписывается в ретро-платья, прически и танцы. Мало того, что Жан Дюжарден еще раз доказывает, что он актер, чьи возможности не ограничиваются эксцентрической клоунадой в комедиях того же Азанавичюса: его комиссар в драме «Встречное расследование» был не менее убедителен, чем агент с личным номером 117. Мало того, что важный кусок саундтрека позаимствован из «Головокружения» Хичкока.
Все это еще простительные слагаемые успеха, но окончательно ломает сопротивление зрителей джек-рассел-терьер Угги, только что получивший за свою роль специальную премию Golden Collar Award. Угги играет лучшего друга популярного, но не подпускающего к себе слишком близко людей артиста. Он подыгрывает компаньону в шутках и знает, к кому и как обратиться в решающий момент. Кроме нынешнего приза суперпес получил отдельный приз в Канне, и это полушутка — его успех вполне вписывается в общий ажиотаж:
в Канне зрительский и критический триумф плюс приз за лучшую мужскую роль; затем три «Золотых глобуса», семь премий Британской киноакадемии BAFTA, десятки прочих наград и десять номинаций на «Оскар».
Почти все уверены, что 26 февраля представители Американской киноакадемии назовут «Артиста» лучшим фильмом. Из 40 рецензентов, чьи статьи учтены сайтом Metacritic.com, недоволен остался только один. Прежде всего его смущает оптимистический настрой картины: в конце 1920-х – начале 1930-х голливудские судьбы ломались десятками.
Однако странно было бы вменять в вину Азанавичюсу то, что Джордж Валентин из его фильма не разделил полностью судьбу героев-любовников Рудольфа Валентино (внезапно умер в 1926-м) или Джона Гилберта (не смог прижиться в звуковом кино, много пил и тоже умер). Придуманный автором и режиссером герой понемногу списан с обоих, но поэтическое любовное письмо вряд ли должно следовать букве истории.