Британская певица Адель стала победителем ежегодной музыкальной премии «Грэмми» по итогам 2011 года. Ее песня «Rolling in the Deep» была признана записью года, а пластинка «21», в которую входит эта композиция, была признана лучшим альбомом.
Певице досталось шесть «граммофонов» — она выиграла во всех шести номинациях, в которых была представлена, а среди её призов также награды за лучший поп-альбом и лучшее исполнение поп-песни.
«Грэмми» не изменяет своим традициям — дробно и подробно поделенная на жанры, премия руками американских музыкальных академиков в каждой из категорий выбирает счастливчика, уносящего домой сразу несколько призов. Так, Канье Уэст, ставший лучшим рэп-артистом, прихватил с собой еще несколько граммофонов масштабом поменьше — за лучший рэп-альбом «My Beautiful Dark Twisited Fantasy», а также за дуэт на этом альбоме (с Jay-Z) и сотрудничество (с тем же Jay-Z, Рианной и другими).
В рок-загоне главными стали Foo Fighters — группу бывшего участника Nirvana Дэйва Гролла наградили за пластинку «Wasting Light» титулом «рок-альбом года», а ее главный хит «Walk» принес группе две награды — за лучшее рок-исполнение и лучшую рок-песню. Всего у группы оказалось в руках пять призов — то есть на один меньше, чем у главного триумфатора премии.
В поощрительной, но от того не менее престижной номинации «лучший новый артист» победила фолковая группа Bon Iver; в этом году борьба в этой категории была нешуточной — среди их соперников была, например, певица Ники Минаж. Вдобавок к этому призу американскую группу назвали лучшей альтернативной командой. Правда, Bon Iver с песней «Holocene» номинировались и на главную награду — однако лучший дебютант уносит с собой титул автора «записи года» лишь в самых исключительных случаях.
Если бы существовал титул «лучший старый артист», то его стоило бы отдать Тони Беннету — старейшине американской эстрады, бывшему триумфатором еще в 1950-х.
Он получил награду в категории «лучший традиционный поп-альбом», ставшую 60-й в его карьере, о чем он поведал тем не менее со страшным волнением. Награду ему принес альбом «Duets II», на котором Беннет записывал классические старые номера с исполнителями, годящимися ему в сыновья и внуки, — Куин Латифа, Вилли Нельсон, Шерил Кроу, Леди Гага. Совместная работа с покойной Эми Уайнхаус принесла ему второй за этот вечер «граммофон» — «лучшее традиционное поп-исполнение». И можно сколько угодно обвинять премию в том, что соображения почета порой бывают для нее важнее дела, но не в этом случае — «Duets II» в 2011 году возглавил американский чарт.
У главного триумфатора Адели, в свое время определенной Уайнхаус в соперницы, это была не первая номинация на Grammy в главной категории и не первая награда — два года назад британка стала лучшим дебютантом, а в основной номинации проиграла настоящим титанам — экс-лидеру Led Zeppelin Роберту Планту, поработавшему дуэтом с певицей Элисон Краус. Прежде чем получить награду, Адель выступила с вокальным номером — и это стало ее первым выступлением после недавно перенесенной операции на связках, которая могла стоить Адель карьеры. И поэтому первое, что сделала Адель, выйдя на сцену за наградой, — поблагодарила врачей, вернувших ей голос.
Впрочем, наградили ее явно не за медицинский подвиг.
Исполняющая благородную поп-музыку с привкусом соула и джаза Адель выглядит самым справедливым триумфатором со времен Норы Джонc. К тому же ее «Rolling in the Deep», помимо прочих, обладает еще одним важным качеством — запоминающаяся мелодия и бит этой композиции действительно стали саундтреком к прошлому году, и в музыкальном смысле 2011-й будет ассоциироваться именно с этой песней.
Но лавры главной героини вечера все равно придется отдать другому артисту — тому, молитва за упокой души которого открыла торжественный вечер. В связи со скоропостижной смертью Уитни Хьюстон устроители в какой-то момент всерьез думали об отмене церемонии. Затем было принято решение посвятить нынешнее мероприятие ее памяти — и дело здесь, видимо, не только в упущенных рейтингах. Так получилось, что «Грэмми» оказалась кое-чем обязана Уитни Хьюстон, которую накануне оплакивала вся Америка, ведь она приехала именно на вручение премии и должна была выступать на одной из вечеринок в честь премии, как раз в отеле Beverly Hilton, где ее тело нашли без признаков жизни. В результате же ее «I Will Always Love You» прозвучала с большого экрана раньше, чем редчайшие выступления Пола Маккартни и Beach Boys, и явно затмила их — зал слушал стоя со слезами на глазах.