Во вторник, 24 января, в возрасте 76 лет погиб греческий режиссер Тео Ангелопулос. Погиб на съемках: режиссер вышел на шоссе и был сбит мотоциклом. С тяжелыми травмами Ангелопулоса доставили в больницу, но врачи не смогли спасти его жизнь.
Теодорос Ангелопулос родился в 1935 году; изучал кино в знаменитом институте IDHEC во Франции, а по возвращении на родину несколько лет работал кинокритиком. Снимать, как пишут его биографы, он стал после прихода к власти хунты «черных полковников». Его первым фильмом называют картину 1965 года «Formix Story» — историю о популярной в Греции поп-группе (одним из её участников был Вангелис), но в титры фамилия Ангелопулоса тогда не попала.
Так что «именным» дебютом стала другая лента — снятая три года спустя короткометражка «Радиопередача», за которой последовал полнометражный фильм «Реконструкция».
Через пять лет после выхода первого фильма, в 1973 году, его картина «Дни 1936 года» попала в Канн, будучи включена в параллельную секцию фестиваля; там же два года спустя была представлена и следующая картина — «Комедианты». А уже в 1977-м его фильм «Охотники» вошел в основную программу конкурса. Все вмести эти три фильма составили трилогию, посвященную истории диктатуры генерала Метаксаса в конце 1930-х годов.
Всего в фильмографии Тео Ангелопулоса 17 картин. Он регулярно участвовал в программе Канн — в последний раз в рамках альманаха «У каждого свое кино», которым в 2007 году отмечался юбилей фестиваля. Правда, «Золотую пальмовую ветвь» он выиграл лишь однажды: в 1998 году жюри под руководством Мартина Скорсезе наградило его картину «Вечность и один день».
Впрочем жаловаться на недостаток наград у него причин не было: в активе режиссера были и Гран-при Канна за «Взгляд Одиссея», и «Серебряный лев» Венеции за «Пейзаж в тумане».
Ну а в Греции он был признанным мэтром — пять раз выигрывал кинофестиваль в Салониках.
Фирменным стилем режиссера стали медитативность, долгие планы и изысканная операторская работа постоянного соратника за камерой Йоргоса Арванитиса. Другим вечным киноспутником Ангелопулоса был итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрро — соавтор фильмов Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Андрея Тарковского.
Один из больших художников своего поколения, Ангелопулос сознательно наследовал античной трагедийной традиции, совмещал автобиографичность с мифотворчеством, на фоне исторических событий вглядывался в человеческую судьбу.
Так еще в «Комедиантах» (1975) странствующая труппа проходила сквозь греческую историю конца 1930-х – начала 1950-х: собственный фашизм, война с Италией, нацистская оккупация, освобождение, западное вмешательство — и все это фоном к личным судьбам, сплетенным в парафраз мифа о трагедии дома Атридов.
В «Пейзаже в тумане» (1988, «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля) дети отправлялись в Германию на поиски отца. Во «Взгляде Улисса» (1995, Гран-при в Канне вместо главной награды Ангелопулос счел оскорблением) герой-режиссер странствовал по раздробленным конфликтами Балканам в поисках утерянных пленок с фильмами братьев Манаки, пионеров балканского кинематографа начала XX века. В получившей «Золотую пальмовую ветвь» картине «Вечность и один день» (1998) смертельно больной герой пытается разобраться с прошлым, а встреченный им мальчик — попасть в будущее, преодолев границу, отделяющую его от дома. Порванные связи времен и людей, расчлененное границами общее пространство — не меняя темы и мотивы, Ангелопулос всегда оставался актуальным.
Поэт и философ, он не бежал от современности в историю. Злополучный мотоцикл прервал съемки фильма «Другое море»: в неоконченной картине про крах греческой экономики востребованный итальянский актер Тони Сервильо («Последствия любви», «Гоморра», «Изумительный») играл политика, вовлеченного в организацию потока нелегальных иммигрантов из Албании и Македонии. «Другое море» должно было стать финальной частью трилогии, начатой фильмами «Плачущий луг» и «Пыль времени».