Российский книжный бизнес ныне пребывает в состоянии, близком к панике. Под диктофон, естественно, никто ничего не скажет, но в личных беседах, какое издательство ни возьми, все хватаются за голову и о перспективах выражаются малоцензурно. Полное впечатление, что отечественный книжный рынок рухнет, погребя под собой всех, не в этом, так в следующем году.
Российская книжная палата, выйдя из новогоднего отпуска, оперативно подвела итоги ушедшего года. Пока, правда, самые общие. Согласно их подсчетам, в 2011 году общий тираж изданных в России книг сократился на 6,3%. Вроде бы ничего страшного – не такие уж и пугающие цифры. Но дело в том, что, по-хорошему, смотреть надо не совокупный тираж, а совокупный объем продаж. Напечатать мало – надо еще и продать. А вот с этим совсем плохо – во второй половине 2011 года продажи резко просели, причем практически по всем позициям, держится пока только детская литература. Косвенно это подтверждают те же самые данные книжной палаты. Как известно, российские книгоиздатели, вопреки заветам Суворова, побеждать предпочитали не умением, а числом. Из года в год совокупные тиражи падали, а вот количество издаваемых книг, наоборот, росло. Лучше помалу, но много – глядишь, что-нибудь из изданного и «выстрелит», станет бестселлером. Эта политика вела к постоянному росту цен на книги (чем меньше тираж, тем дороже обходится каждый экземпляр). Но дело тут скорее в другом — за первое полугодие количество издаваемых книг выросло на 5,6%. Но если взять не два, а три квартала, то этот показатель уменьшится до 4,1%. Прибавить четвертый квартал – и выйдет, что издатели вышли практически в ноль, профукав все наработки начала года, – итоговый показатель роста выпуска наименований составил жалкий 1%.
Что это значит в переводе с языка цифр?
Это значит, что в последнем квартале издателей припекло настолько, что расходы начали минимизировать, размахивая шашкой направо и налево.
У всех уже тупо нет денег, чтобы работать по старой, годами оттачиваемой схеме «издавай всех, читатель признает своих». Это то, чем нынешняя ситуация обернулась для бизнеса. В одних издательствах идут сокращения, в других урезают зарплаты сотрудникам. Гонорары упали настолько, что писатели, годами кормящиеся с литературной нивы, все чаще задумываются о поиске постоянной работы, желательно в офисе. И сожалеют в своих ЖЖ, что подпортили себе трудовую творческими исканиями. «Главная проблема — отсутствие нормального резюме, ведь если написать, что с 2003 года работал писателем, это вызовет у потенциального работодателя лишь усмешку. Так что пока — полная неопределенность и подозрение, что какое-то время будет довольно херово», — пишет в своем «Живом журнале» писатель Дмитрий Казаков.
Что же такого страшного случилось, почему рынок начал сыпаться? Ответ, в принципе, общеизвестен – бумажные книги гибнут под натиском технического прогресса, железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Проще говоря – самые активные и денежные потребители бумажных книг все чаще обзаводятся ридерами и планшетниками, после чего теряют всякий интерес к бумаге. Данных за весь 2011 год еще нет, но в первом полугодии рынок ридеров в России дал почти трёхкратный (!) прирост по сравнению с первым же полугодием позапрошлого уже года. Мало у кого есть сомнения в том, что и в наступившем году читалки продолжат набирать популярность, попутно дешевея.
Тоскливо оглядывающиеся в поисках виновника издатели, опасаясь прослыть луддитами, на прогресс сетовать не рискуют и обычно матерно клеймят книжных пиратов. Это они, дескать, предоставляют любому владельцу ридера, а то и просто телефона практически неограниченный ассортимент, причем даже не за спасибо, а просто так.
Резон в этих сетованиях, безусловно, есть, и пираты книготорговцу кто угодно, но не друзья. Достаточно вспомнить, что, по данным исследования, проведенного центром Юрия Левады в ноябре 2011 года по заказу и при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, никогда или практически никогда не читают книги примерно 45% россиян. А вот никогда их не покупают уже 62%. Вопрос – где эти 17% берут книги? В районной библиотеке?
Но при всем при этом, несмотря на всю вредоносность пиратов, ставить их во главу проблем российского книгоиздания как-то не очень справедливо. Представим себе на одну секунду, что пиратство у нас в стране практически побеждено, а все владельцы ридеров дисциплинированно покупают книги. Процветали бы в таком случае и издатели? Увы, нет.
Обратимся к той же Америке. Там, как известно, на засилье пиратских текстов никто не жалуется, а объемы электронной книготорговли недостижимы для всех остальных стран мира вместе взятых. И что же там? Американские книготорговцы традиционно оказались оперативнее и свои итоги года выложили еще неделю назад. Общие объемы продаж (не выпущенный тираж, а объемы продаж, то, о чем у нас мы можем только гадать) там упали почти на 6%. И пусть рынок электронных изданий продолжает расти, и его доля в общем объеме составляет уже 22% (заоблачная мечта для всех стран мира, даже в Англии – только 7%), падение спроса на бумажные книги рост «электронки» не перекрывает.
Бумажные книги стремительно теряют популярность, и этот процесс только прогрессирует. В ушедшем году падение их продаж на американском рынке составило почти 9%, хотя еще в 2010-м было всего 4,5%. За год – рост вдвое. Падение идет во всех секторах, даже, казалось бы, в самых благополучных. Нон-фикшн для взрослых, например, еще в 2010-м демонстрировал рост (почти на 2%), в 2011-м показывает трехпроцентное падение. Но хуже всего дела обстоят с художественной литературой. Спад продаж бумажной беллетристики в 2010 году составлял 7,2%, в 2011-м – уже 17,7%.
Получается, что даже там, где пиратам никогда не давали развернуться, где рынок продаж электронных книг не только не прохлопали, но встретили массовое распространение ридеров во всеоружии, – даже там у книжного рынка большие проблемы.
Вывод единственный – проблемы у книгоиздателей не с пиратами, не с ридерами и не с системами электронных платежей. Проблемы с книгой как таковой. В том же исследовании «Левады» есть любопытные цифры – за год доля людей, которые никогда или практически никогда не читают книг, выросла с 34% до 45%. Похоже, пенять издателям следует не на ридеры и даже не на технический прогресс, а на процесс. Вернее, на несколько социальных процессов. Но эта тема, кажется, заслуживает отдельного рассмотрения.