На этой неделе «Комитет 19 января» проведет выставку антифашистского плаката. Она приурочена к третьей годовщине убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, как обещают организаторы на сайте движения.
Выставка не совсем обычная: отобранные в экспозицию работы будут размещены в вагонах метрополитена. Первая подобная выставка проводилась и в январе прошлого года; тогда показывали работы двух десятков современных художников, самым известным из которых был Эмори Дуглас, в 1960-е годы — министр культуры в теневом правительстве американской партии «Черные пантеры», предоставивший организаторам права на репринт нескольких своих постеров.
В этом году концепция выставки изменилась. Как рассказали «Парку культуры» в оргкомитете, отбор работ был направлен на то, чтобы показать историю антифашистского искусства.
«Произведения подбирались так, чтобы выделить их политическую составляющую, как гражданский протест средствами искусства», — сказал представитель организаторов.
В выставку включили произведения художников Джона Харстфильда и Отто Дикса, Пабло Пикассо и других известных мастеров плаката. Советская классика политплаката представлена Сергеем Герасимовым, Борисом Ефимовым, кроме того, в выставку включена небольшая ретроспектива работ Кукрыниксов.
«Необходимо взглянуть на историю искусства и понять, что проблема нацизма существовала давно, что уже в течение века человечество носит этот неприятный груз вместе с собой», — объяснили в оргкомитете.
Выставка антифашистского плаката в 2011 году не была согласована с руководством метрополитена, и активисты расклеивали плакаты на свой страх и риск — разумеется, сотрудники служб метро их срывали. Также будет и на этот раз:
акция не согласована, а её организаторы прекрасно понимают, «какая судьба ожидает их постеры».
Они пообещали, что выложат в интернете все вошедшие в экспозицию работы в полиграфическом качестве, чтобы любой желающий мог бы присоединиться к «организации» выставки — распечатать плакаты и повесить дома, на работе и в других местах.
«В восприятии этой акции очень важен количественный показатель. Если антифашисты напечатают 500 стикеров — это будет капля в море. А если наклеят в вагонах три миллиона — вы сами, а никакие не службы метрополитена начнете их в ярости снимать, потому что они намозолят вам глаза», — считает художник Анатолий Осмоловский.
Отметим, что в прошлом году для проведения выставки «Комитет 19 января» использовал работы, предоставленные самими художниками (так было, например, с Эмори Дугласом, который разрешил использовать один из своих плакатов времен «Черных пантер»).
В этом году они просто подобрали то, что укладывалось в концепцию. Не согласовывая авторские права на изображение — на «антикопирайте» как на «политическом жесте» настояла та часть комитета, которая отвечает за проведение выставки.
Художник Дмитрий Гутов, автор выставки «Россия для всех», считает, что «никто наверху никогда согласует такую акцию», а художественным событием выставку делает факт захвата — и пространства в вагоне метро, и авторских прав на изображение.
Говоря о том, можно ли считать ли акцию «Комитета» художественной, Осмоловский указал, что принадлежность к искусству во многом зависит от того, выдержана ли дистанция между произведением и публикой. Он привел в пример группу «Война»: по его мнению, в работе «Х*й в плену у ФСБ» дистанция выдержана («это смешная карикатура»), а в «Дворцовом перевороте» — нет. «Там могли пострадать люди», — заметил художник.
«Факт принадлежности акции к искусству не может служить оправданием для нарушения закона в рамках этой акции. Захват копирайта — это политический жест, а не художественный. Хотя здесь все тоже зависит от контекста, от обстоятельств, — продолжает Осмоловский. —
Если молодые ребята сами скинулись на стикеры, то преследовать их за нарушение копирайта — скотство. А если у них было щедрое финансирование или государственный грант — ну тогда, наоборот, скотство этих авторских не платить».
Выбор места проведения выставки оргкомитет объясняет желанием превратить «общественное пространство», которым является метрополитен, в музей. «Метро — это самый массовый музей в стране. Перенося произведения из музеев на улицы, в общественное пространство, мы снова превращаем эти пространства в музеи», — объясняют они.
По мнению одного из организаторов выставки, при такой форме выставки человеку «не нужно делать лишних движений»: он продолжает двигаться своим маршрутом, на котором его встречают напоминания о том, что нацизм как проблема существует и что каждый на своем уровне обязан бороться с проявлениями ксенофобии, ультранационализма, неонацизма на всех возможных уровнях.
«Здесь важно именно антифашистское содержание, а форма подачи в данном случае есть способ его концентрации: если бы такой же трюк выкинули не антифашисты, а фашисты, моя реакция была бы не восторженной, а прямо противоположной.
При этом это искусство очень актуальное, важное, совершенно необходимое — в нашей стране, где наци чувствуют себя как дома и где власть явно, видя неспокойную ситуацию в стране, будет через подставных разыгрывать националистическую карту, чтобы напугать спокойную либеральную публику и проголосовать за себя на выборах», — сказал Гутов «Парку культуры».
Нежелание согласовывать проведение выставки в официальном порядке имеет и другие объяснения.
Это и принципиальная позиция («Мы не считаем необходимым согласовывать низовой протест», — заявляют организаторы), и отсутствие «свободных рук»: все свои силы комитет направил на согласование того самого антифашистского шествия, и проходить через бюрократические формальности просто некому.
Впрочем, в будущем планируется проводить подобные художественные акции уже на законной основе. Предпосылки для мирного решения есть: в конце концов, в Московском метрополитене регулярно перевозят пассажиров «художественные поезда».