Слава богу, существуют какие-то незыблемые вещи — например, вряд ли сдвинется куда-либо график «Оскара» (24 января — номинанты, а 26 февраля — победители) и «Золотых глобусов», вряд ли куда-то денутся Берлинский, Каннский и Венецианский кинофестивали вкупе с Московским и «Кинотавром» в Сочи. Раздадут премии и две российские киноакадемии — «Золотой орел» и «Ника».
Скорее всего, пройдет в намеченное время церемония «Грэмми», а Леди Гага наверняка в очередной раз удивит поклонников своим явлением на паре премий от MTV. В Баку соберутся в намеченное время участники «Евровидения», и «Парк культуры» не берется предсказывать, кто поедет от России на этот раз. Зато в сериальном сегменте телеэфира известных имен побольше. Громкой телепремьерой должна стать многосерийная работа Павла Бардина («Россия-88»), однако на данный момент ни режиссер, ни телеканал никаких подробностей не сообщают. Чуть больше можно сказать и о новом сериале Валерии Гай Германика «Краткий курс счастливой жизни», который должен был выйти еще осенью. Он будет посвящен отношениям мужчин и женщин, причем описываемые в нем истории, по заявлению Первого канала, будут «максимально приближены к реальным». В сериале снялись среди прочих Светлана Ходченкова, Алиса Хазанова, Анна Слю, Кирилл Сафонов, Константин Демидов, Кирилл Жандаров, Игорь Золотовицкий. Выход «Краткого курса» намечен на зиму-2012, и это, увы, все, что известно на данный момент.
Своим чередом, без особых потрясений, скорее всего, пройдет и литературный премиальный процесс. В России три главные премии и множество «неглавных» — снова выберут три «лучшие книги года», одной из которых, возможно, будет «S.N.U.F.F.» от Пелевина; пройдут три главные книжные ярмарки (и, конечно, множество «неглавных»), к которым издательства подгадают выпуск самых-самых новинок. Будут очередные споры об авторском праве, борьба с книжным пиратством и Пелевин-2012 в конце года. Англичане вручат несколько «Букеров», американцы — «Пулитцера», а французы — «Гонкуров».
Впрочем, некоторые явно предсказуемые события таят в себе неизвестность. После инаугурации следующего президента действующее правительство уйдет в отставку, и непонятно, какие изменения ожидают Минкультуры: как и другие министры, Александр Авдеев получит приставку врио, однако, кто его сменит (и сменит ли вообще), не возьмется утверждать ни один эксперт. Также неясной остается судьба следующего сезона в Театре на Таганке: полномочия нынешнего временного художественного руководителя Валерия Золотухина истекают 15 октября; даже потенциальных кандидатов на его место пока нет.
О том, что же все-таки случится обязательно в российской и мировой культуре в 2012-м, можно прочитать в новогоднем прогнозе «Парка культуры».
За ударным началом года — выйдут «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера и новый фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени», о которых мы уже писали, — последует довольно живой январь. Во всяком случае, вторая его половина. Во-первых, выйдет очередная серия саги про войну вампиров в черных кожаных плащах против оборотней «Другой мир: Пробуждение» — после перерыва на роль самой голубоглазой девушки-кровопийцы вернулась Кейт Бекинсейл. Во-вторых, в шпионском боевике «Нокаут» набравшего обороты Стивена Содерберга малоизвестную Джину Карано в роли девушки-спецагента окружают интересные мужчины: Юэн Макгрегор, Майкл Дуглас, Антонио Бандерас, Матье Кассовиц и один из героев уходящего и наступающего года Майкл Фассбендер.
Закроется январь еще более мощно, чем начнется: 26-го числа на экраны выйдут сразу 5 фильмов, которые следует держать в уме. Долгожданный хит ММКФ-2010 «Шапито-шоу» Сергея Лобана и Марины Потаповой будет разбит на два сеанса: в один войдут новеллы про любовь и дружбу, в другой — про уважение и сотрудничество. Фильм, кстати, претендует на главный приз кинопремии «Золотой орел» — вместе с «Двумя днями» Авдотьи Смирновой, «Еленой» Андрея Звягинцева, «Домом» Олега Погодина и «В субботу» Александра Миндадзе. Премию, скорее всего, получит «Елена», однако не исключены и неожиданности. Также можно будет увидеть «Боевого коня» Стивена Спилберга про коня на войне; «Опасный метод» Дэвида Кроненберга про отношения Зигмунда Фрейда с коллегами, учениками и женщинами; расхваленных критиками «Потомков» Александра Пэйна с Джорджем Клуни в роли собирающего расколотый мир вдовца и фильм британского актера Рэйфа Файнса «Кориолан»: сам Файнс плюс Джерард Батлер, Джессика Честейн и еще десяток отличных актеров разыгрывают действие античной пьесы Шекспира на арене современных вооруженных конфликтов.
В феврале блокбастеров будет меньше, зато покажут несколько важных фестивальных хитов. Выйдет победивший в Венеции «Фауст» Александра Сокурова, о котором еще не раз будут говорить. Выйдет «Артист» Мишеля Хазанавичюса — красивая стилизация под немое черно-белое кино, собравшая самые восторженные отзывы в Канне, с триумфом показанная на ММКФ и номинированная на «Оскары». И, наконец, выйдет «Стыд» Стива Маккуина с уже упомянутым Майклом Фассбендером в главной роли. После выдающегося «Голода» дуэт режиссера и актера обратился к теме сексуальной одержимости.
Отдельно хочется упомянуть «Мартовские иды» Джорджа Клуни с самим Клуни и Райаном Гослингом в главных ролях: снятый идейным демократом и просто умным и хорошим человеком фильм про превратности одной предвыборной кампании в частности и политических игр в целом выходит аккурат накануне мартовских президентских выборов в России.
Из премьер марта хочется отметить два фильма режиссеров, которых принято называть визионерами. Автор чудовищных, но многими любимых «Клетки», «Запределья» и «Войны богов» Тарсем Сингх снял фильм, который в российском прокате будет называться «Белоснежка: Месть гномов» (в оригинале — «Mirror, Mirror», что можно перевести как «Свет мой, зеркальце»). Злую королеву-мачеху играет Джулия Робертс, и это, судя по трейлеру, отличный бенефис. Плюс Лили Коллинз с искрящимися глазами в роли Белоснежки и почти все заметные карлики современного кино в ролях гномов — не хватает только Питера Динклэйджа из «Игр тронов». Остается добавить только, что декорации по-бертоновски сказочны и, кажется, впервые в фильмах этого индийского господина случаются танцы (бал все-таки, никуда не деться).
Второй визионер месяца — это режиссер Джеймс Мактиг, в активе которого имеется яркий дебют «V — значит вендетта». Новый его фильм называется «Ворон», и главным героем становится Эдгар Аллан По, который в последние дни своей жизни идет по следу серийного убийцы. Мрачный романтизм — идеальная среда для фантазий, а у Мактига явно есть вкус к плащам и полумраку.
В конце мая можно будет сравнить работу Сингха с еще одной кинопостановкой про ту же барышню — выйдет «Белоснежка и охотник» Руперта Сандерса. И если у Сингха будет много шуток и ярких красок, то тут обещается более мрачная история. Королеву-мачеху играет Шарлиз Терон, Белоснежку — Кристен Стюарт из «Сумерек» (заключительную серию смотрите в ноябре), в сюжете черная магия, изгнание и вооруженное восстание. Начнется же май с эпической встречи героев вселенной комиксов Marvel. Железный Человек (Роберт Дауни-мл.), Капитан Америка (Крис Эванс), Халк (Марк Руффало) и Тор (Крис Хемсворт) собирают отряд супергероев для защиты мира в «Мстителях». Также присутствуют Сэмюэл Л. Джексон в роли шефа команды Ника Фьюри и Скарлетт Йоханссон в роли Наташи Романовой, она же Черная Вдова.
А в последний день весны выйдет «Прометей» Ридли Скотта. Режиссер «Бегущего по лезвию» и «Чужого» вновь обращается к научной фантастике, причем с невероятным размахом. Новый фильм в каком-то смысле является не то приквелом, не то сиквелом к саге о лейтенанте Рипли и рассказывает о космической экспедиции. Есть подозрение, что экспедиция эта прольет свет на природу инопланетных прирожденных убийц.
Летом выйдут два важных кинокомикса: перезапускающий одну франшизу «Новый Человек-паук» Марка Уэбба и продолжающий другую «Темный рыцарь: Возрождение легенды» Кристофера Нолана. Нового Питера Паркера играет Эндрю Гарфилд из «Социальной сети» и «Не отпускай меня». А в очередной мрачной картине Нолана про борца за справедливость в костюме летучей мыши появятся Энн Хэтэуэй в роли Женщины-кошки, Том Харди в роли злодея Бэйна и Марион Котийяр в роли помощницы Бэтмена Миранды Тейт. Еще режиссер «Другого мира» и четвертого «Орешка» Лен Уайзмен снял ремейк фильма «Вспомнить все», где вместо Шварценеггера — Колин Фаррелл, а среди сценаристов — Курт Виммер («Эквилибриум», «Ультрафиолет»). Ну и появятся «Неудержимые 2», про которые достаточно сообщить актерский состав: Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэтем, Жан-Клод ван Дамм, Дольф Лундгрен, Джет Ли, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и — его в первом фильме не хватало больше всего — Чак Норрис. Обе картины должны выйти в августе. Впрочем, не одними блокбастерами отметится лето: в июне должны показать новый фильм Вонга Кар-Вая «Великие мастера». Трейлер, в котором под каплями дождя в рапиде учитель Брюса Ли великий Ип Ман (его играет любимый актер режиссера Тони Люн Чу Вай) раскидывает врагов, завораживает еще с июля уходящего года.
В сентябре надежды хочется возлагать на Райана Джонсона, автора одного из самых впечатляющих дебютов последнего десятилетия — «Кирпича». Теперь он снял научно-фантастический триллер с героем своего первого фильма Джозефом Гордоном-Левитом, а также с Эмили Блант, Полом Дэно и Брюсом Уиллисом.
В октябре лучший актерский состав собран в «Охотниках на гангстеров» Рубена Флейшера («Добро пожаловать в Зомбиленд»): в противостоянии между полицией Лос-Анджелеса и мафией 1940—1950-х задействованы Райан Гослинг, Эмма Стоун, Шон Пенн, Джош Бролин, Джованни Рибизи, Ник Нолти и другие.
Выйдет и еще один фильм с Гослингом, который после «Драйва» окончательно стал главным объектом девичьих грез и вообще самым заметным лицом в американском кино. Это «Место под соснами» Дерека Чианфранса: в его прошлом фильме «Голубой Валентайн» тоже играл Гослинг, а в новом герой-мотогонщик подрабатывает грабителем, что несколько странно после того же «Драйва».
Ближе к концу года интересного меньше не станет. «Семь психопатов» Мартина Макдонаха («Залечь на дно в Брюгге»), «Облачный атлас» Тома Тыквера, «Гравитация» Альфонсо Куарона и «Римские каникулы» Вуди Аллена в ноябре. Тогда же очередной Бонд с Дэниэлом Крейгом — «И небеса падут», снятый Сэмом Мендесом («Красота по-американски», «Морпехи», «Дорога перемен»).
И в заключительной части три важные экранизации. Во-первых, «Хоббит: Нежданное путешествие» Питера Джексона, и это только первая серия, за ней в декабре 2013-го последует вторая — «Хоббит: Туда и обратно».
Во-вторых, «Мировая война Z» Марка Форстера («Бал монстров», «Квант милосердия») с Брэдом Питтом по роману Макса Брукса (также автора «Руководства по выживанию среди зомби»), в котором описываются этапы охватившей планету эпидемии человекоедения и войны с пожирателями плоти.
И, наконец, «Космополис» Дэвида Кроненберга — экранизация романа великого американского писателя Дона Делилло про один день из жизни миллионера с Манхеттена, в котором за время поездки в парикмахерскую проносится вся жизнь современного западного общества. Героя играет Роберт Паттинсон.
Уходящий год оставляет в прошлом череду театральных скандалов, громких увольнений и назначений, и принятые решения, а также связанные с этими решениями ожидания наверняка отзовутся в году 2012-м. В этом смысле самой ожидаемой премьерой начала года станет первый спектакль Миндаугаса Карбаускиса в качестве художественного руководителя Театра им. Маяковского: это будет спектакль по пьесе Островского «Таланты и поклонники». Кроме того, как художественный руководитель, Карбаускис пригласил в театр целую группу молодых режиссеров и драматургов, которые уже начали осваивать Малую сцену в рамках проекта «Новый Маяковский». Только что состоялась премьера спектакля молодого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова по пьесе Саши Денисовой «Маяковский идет за сахаром», а в феврале свою версию трагедии «Владимир Маяковский» покажет уже зарекомендовавший себя постановками в Театре наций Туфан Имамутдинов.
Надо сказать, что последние сезоны позволили говорить о вхождении в профессию нового поколения — учеников Сергея Женовача, Олега Кудряшова, Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова — режиссеров в возрасте от двадцати до тридцати, принесших на сцены столичных театров переданную им традицию в новом преломлении. В театре «Современник» ожидаются премьеры Кирилла Вытоптова и Екатерины Половцевой — на счету каждого из них уже есть по одному спектаклю в этом театре. Кирилл Вытоптов, дебютировавший спектаклем «Сережа» по рассказам Чехова, теперь поставит масштабный роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид». Екатерина Половцева ставит камерный спектакль «Осенняя соната» по сценарию Ингмара Бергмана с многообещающим дуэтом: в главных ролях Марина Неелова и Алена Бабенко.
Планы «Современника» на текущий сезон вообще интригуют — здесь состоится театральный дебют Гарика Сукачева, который репетирует пьесу англичанина Майкла Пэккера о стареющих панках, пытающихся встроиться в мир шоу-бизнеса. Спектакль будет называться «Анархия», главную роль сыграет Михаил Ефремов. Один из премьерных спектаклей — и вот это для драматического театра новшество так новшество — будет транслироваться в режиме реального времени в кинотеатрах 80 городов России. Правда, в их список не попадут Москва и Петербург.
Театр им. Пушкина, строящий свою репетуарную политику на балансе между развлекательным зрелищем и серьезным искусством, позвал на постановку Юрия Бутусова — режиссера, поставившего в прошлом сезоне «Чайку» в «Сатириконе», поражающую внутренней свободой, смелостью и сочетанием яркой театральности и интимной, отчаянной интонации. В Театре им. Пушкина режиссер, возглавляющий теперь петербургский Театр им. Ленсовета, поставит «Идиота» по Ф. Достоевскому.
Вообще Достоевский в 2012 году, судя по анонсам, будет особенно популярен. В МХТ осенью Виктор Рыжаков поставит «Бесов» (на сцене Центра им. Мейерхольда), а Лев Эренбург займется «Преступлением и наказанием». Интересно, что несколько лет назад в МХТ уже шел спектакль по этому роману в постановке Елены Невежиной с Евгением Цыгановым в главной роли. Интересно будет вспомнить этот спектакль в контексте премьеры от радикального петербуржца, чьи творения всегда наполнены телесностью, страстностью, болезненный накалом эмоций.
С романом «Бесы» связана еще одна интрига — его постановка станет первым драматическим спектаклем Юрия Любимова вне стен родной «Таганки», откуда он вынужден был уйти летом этого года после скандала с труппой. По иронии истории, спектакль выйдет в Вахтанговском театре, где когда-то, много десятилетий назад, Любимов работал актером.
Сергей Женовач, тоже не раз обращавшийся к текстам Достоевского, на этот раз удивил неожиданным драматургическим выбором: в этом сезоне «Студия театрального искусства» покажет премьеру «Москва — Петушки» по поэме Венедикта Ерофеева.
Одной из первых премьер сезона станет спектакль Андрея Могучего «Circo ambulante» в Театре наций. Первую московскую премьеру знаменитого авангардиста Андрея Могучего, сделанную в соавторстве с Максимом Исаевым из театра «АХЕ», ожидали еще в декабре, но по технически причинам она была отложена. Спектакли Могучего, как и спектакли АХЕ, всегда отличаются свободой фантазии, визуальным богатством и сложным, увлекательным ассоциативным рядом. В этот раз основой спектакля, главные роли в котором исполняют Лия Ахеджакова и Альберт Филозов, стала легенда о Дон Кихоте, позволившая авторам спектакля поразмышлять об этом феномене.
Помимо отдельных премьер 2012 год будет интересен продолжением ранее затеянных проектов. Летом 2011 года в Центре им. Мейерхольда сменилось руководство, под началом Виктора Рыжакова возникли новые проекты: так, осенью стартовал «Театральный альманах» — собрание короткометражных спектаклей молодых режиссеров на заданную тему. Первый выпуск был посвящен свободе, следующий ожидается весной. Также на базе ЦИМа начнет работу «Школа театрального лидера» — проект Виктора Рыжакова и критика Елены Ковальской, поддержанный новым руководством департамента по культуре, его главой Сергеем Капковым и его замом, курирующим театры, Евгенией Шерменевой. Предполагается, что «Школа» поможет решить проблему квалификации руководящих театральных кадров — художественных руководителей, завлитов, директоров.
Театральный центр на Страстном помимо ежегодных фестивалей продолжает привозить на гастроли спектакли из других городов: в самом начале года, в конце января, москвичи наконец смогут увидеть нашумевшую петербургскую постановку Константина Богомолова в театре «Приют комедианта» «Король Лир», в которой классический текст Шекспира получил прививку философии Ницше.
В Центре драматургии и режиссуры в 2011-м стартовал еще один проект, с которым стоит связывать надежды на возрождение былой славы этой площадки, в свое время ставшей колыбелью «новой драмы»: именно здесь на рубеже 1990—2000-х зазвучали имена Кирилла Серебренникова, Ольги Субботиной, Владимира Агеева. «Мастерская» под руководством Марата Гацалова предполагает лабораторную работу молодых режиссеров с современной драматургией. Первым наглядным результатом этого проекта стала премьера Ильи Шагалова, ученика Кирилла Серебренникова, «Сказочная жизнь русских девушек» по пьесе американки Маргерит Мирошник. «Мастерская-2012», предположительно, будет посвящена современным российским текстам.
Кроме того, начало 2012 года подарит концертное исполнение редко (а в России очень редко) исполняемой оперы «Дева озера», написанной по поэме Вальтера Скотта. Это одно из лучших сочинений Россини. Проект, призванный отметить 220 лет со дня рождения композитора, пройдет в Концертном зале имени Чайковского, петь будет международная команда певцов, а за дирижерский пульт оркестра «Новая Россия» встанет американец Джулиан Рейнолдс.
Осенью в Большом театре пройдут гастроли оперы театра «Ла-Скала». Итальянцы привезут «Дон Жуана» в постановке Роберта Карсена — туманный опус на тему «театра в театре» и иллюзорности мира, который вокруг себя создает обманщик Дон Жуан. В российских театрах первый репертуарный спектакль Карсена появится тоже в следующем году. Модного в Европе режиссера пригласил Мариинский театр, и это будет совместная с парижским театром «Шатле» продукция — мюзикл «Моя прекрасная леди».
Еще одно оперное событие — постановка Юрием Любимовым «Князя Игоря» в Большом театре. Премьера намечена на 19 декабря. 95-летний постановщик уже поведал общественности, что Бородин был почти дилетант («химик писал для себя», сказал Любимов), а партитура «средняя» и «сырая». Учитывая, что в помощники Любимову придали современного сочинителя Павла Карманова, желающего дописать к Бородину свои такты, а также композитора Владимира Мартынова, известного нелюбовью к русским операм XIX века и рассуждениями о смерти музыки, результат проекта непредсказуем.
Помимо премьер и долгосрочных проектов театральный год, как обычно, поделен между масштабными фестивалями — NET, «Сезоном Станиславского» и «Золотой Маской». Что касается зарубежных участников фестиваля, то в 2012 году «Маска» привезет два спектакля выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы «Персона. Мэрилин» (спектакль уже привозили на «Маску-2011» в рамках фестиваля «Польский театр в Москве») и ранее не бывавший в России «Персона. Тело Симоны», где главным действующим лицом станет французский философ и религиозный мыслитель Симона Вейль. Также «Маска» возобновляет проект «Эдинбургский фриндж», впервые представленный в 2008 году. В рамках проекта в России гастролируют спектакли — участники самого престижного фестиваля мира. В этом году это спектакль знаменитого итальянского хореографа Луки Сильвестрини и его компании «Протеин-данс» «Lots of love (LOL)».
2012 год в музыке обещает стать богатым на возвращения — как уже приказавших было долго жить (и часто заслуженных) коллективов на сцену, так и серьезных гастролеров на российские площадки. Пример и того и другого — мировое турне группы Garbage, стартующее в питерском ДС «Юбилейный» 11 мая и московском столичном «Крокус Сити Холле» днем позже. Одна из главных поп-рок-групп 90-х, до последнего момента пребывавшая в «спящем» состоянии, решила взяться за новое: американцы выезжают в тур еще до выхода нового, первого за шесть лет альбома.
Есть в календаре-2012 и более серьезные имена — например, Бьорк, чье выступление должно венчать ежегодный «Пикник» «Афиши» в Коломенском: она выступит в поддержку своей мультимедийной работы «Biophilia» — сложного и чрезвычайно занимательного приложения, включающего в себя помимо песен и инструментальных композиций видео- и саундарт. Публика постарше будет рада другому гастролеру: Леонард Коэн, поэт и музыкант, уже побывал в России с концертом, за которым еще долго тянулся шлейф восторженных рецензий; а в этот раз будет еще интереснее: семидесятилетний Коэн представит новый, первый за восемь лет альбом «Old Ideas». Впрочем, конкретных дат в расписании пока нет, однако известно, что концерт в России заявлен.
Для тех, кто предпочитает музыку пожестче, концерты Red Hot Chilli Peppers и Rammstein; калифорнийские рокеры выступят в поддержку своего последнего (и, вероятно, самого лучшего) альбома «I'm with you», а тяжелые немцы — в честь двухлетней давности пластинки «Liebe ist fur alle da» (впрочем, сет-лист концерта, по предварительным данным, будет включать в себя избранное со всех семи альбомов немецкой команды). Однако ключевым в этом разряде станут Black Sabbath — объявившие о своем воссоединении в оригинальном составе основоположники хард-рока в данный момент работают над новым альбомом, а 18 мая откроют мировой тур концертом в СК «Олимпийский». Причем место у микрофона займет Оззи Осборн, покинувший группу еще в 1979 году и вернувшийся лишь в году нынешнем.
Еще два мировых тура двух значимых коллективов, увы, могут обойти Россию стороной: Rolling Stones намерены пуститься в турне по случаю полувека (!) своей концертной деятельности; кроме того, в тур впервые за последние три года поедут Radiohead. И если московского или петербургского концерта Rolling Stones пока нет в гастрольном расписании, то с группой Тома Йорка ситуация сложнее: за организацию их концерта брались самые разные промоутерские компании, и пока никому из них это не удалось.
В 2012 год культурная Россия входит с двумя законопроектами трудной судьбы: их было намечено принять еще в прошлом созыве Государственной думы, но надежды так и остались надеждами. Теперь эстафетная палочка перешла к новым депутатам и к думскому комитету по культуре, который возглавил Станислав Говорухин.
Самый долгоиграющий законопроект — поправки к Федеральному закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Он был подготовлен еще в начале 2009 года, а весной следующего, 2010 года был рассмотрен и принят в первом чтении депутатами Госдумы. Законопроект за снижение требования к порядку охраны памятников культуры еще на стадии подготовки критиковали эксперты и общественники, к которым присоединился и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Критики не отрицали необходимость внесения изменений в законодательство — напротив, все понимали, что нужно осовременить закон 2002 года. Но и принять предложенные комитетом по культуре формулировки они не могли.
Удивительно, но голос общественности был услышан: при комитете была создана рабочая группа, которая несколько месяцев собирала предложения и формировала новый законопроект. Он был готов к концу 2010 года, его включили в план думских заседаний, но случилась новая коллизия: в последний момент в закон были добавлены новые поправки, причем в обход рабочей группы. Дальше последовала череда открытых писем, спорные моменты были со скандалом убраны, но вот законопроект затормозил: его постоянно включали в план работы Госдумы, но до рассмотрения дело не дошло.
История нынешней версии закона « культуре» много короче. Его концепцию Институт культурологии подготовил весной 2010 года, а в собственно законопроект она превратилась летом 2011-го. Не обошлось без казусов и в данном случае: во время представления нового базового культурного закона, призванного заменить законодательный акт 1992 года, в Общественной палате комитет этой палаты предложил свой вариант — похожий, но акценты в нем были расставлены иначе. В результате всё утряслось: в Госдуму был представлен именно комитетский вариант с небольшими изменениями, а палата пообещала предложить поправки в ходе первого чтения.
Время для внесения закона было выбрано не самое удачное: спустя несколько дней комитет Госдумы по культуре покинул его глава Григорий Ивлиев (он перешел в Минкультуры и стал заместителем министра), основной «лоббист» законопроекта, который, впрочем, продолжил своё неспешное движение к первому чтению. Было проведено общественное обсуждение, собраны отзывы из регионов, но на глаза депутатам Госдумы пятого созыва он до сих пор так и не попал.
Из прошлых лет в год будущий перешла ситуация с «библиотекой Шнеерсона» — собранием хасидских рукописей, которые хранятся в России и за которые с 1921 года ведет борьбу хасидская община: суд в США решил, что их нужно отдать американской организации хасидов, российские ведомства (в первую очередь Минкультуры) с этим решением не согласились, что привело к замиранию российско-американского культурного обмена: решение американского суда позволяет налагать арест на культурные ценности, принадлежащие Российской Федерации, в качестве обеспечительной меры по иску.
Еще одно знаковое событие наступающего года: Фонд поддержки отечественного кинематографа обещает, что именно в 2012 году станет ясно, хорошо или плохо работает новая система господдержки. Отчет фонда о деятельности намечен на май.
Если спуститься с федерального уровня на уровень столичный, то здесь вряд ли стоит ждать каких-то прорывов: ньюсмейкеры 2011 года, то есть главы департаментов культуры Сергей Капков и культурного наследия Александр Кибовский в один голос утверждают, что предстоит рутинная работа. Правда, работа эта состоит в том, чтобы вывести Москву из времен современного застоя и наладить культурные связи внутри города, что само по себе тянет на революцию, которая, впрочем, уже продолжается некоторое время. И будет продолжаться как минимум до 2016 года, если верить недавно принятой городской программе «Культура Москвы» на ближайшие пять лет, на которую, между прочим, планируется потратить рекордные 180 млрд рублей.
Сергей Капков ворвался в Москву достаточно стремительно. В апреле он был назначен директором ЦПКиО имени Горького, после чего убрал оттуда незаконные объекты, привел территорию в порядок, договорился о переезде в парк центра современной культуры «Гараж» и отменил плату за вход — на эти и множество других мероприятий он потратил буквально четыре месяца. В конце августа Капков стал главным над всеми московскими парками, а уже в конце сентября возглавил департамент. Он обещает продолжить работу по «культуризации» городских парков, создать на базе городских библиотек многофункциональные досуговые центры, а также отправить центральные театры на гастроли по окраинами столицы, где культурная жизнь ограничивается очередным американским блокбастером в кинотеатре.
Что касается департамента культурного наследия, то он весь 2011 год «работал с документами» — то есть проводил инвентаризацию подведомственного имущества и составлял планы работы на будущее. Одновременно было совершено несколько знаковых шагов — к примеру, отменены разрешения на снос зданий в исторической части города и создана новая комиссия, эти сносы разрешающая. Кроме того, департамент обещал «услышать голос общественности» — к концу года это стало реальностью, когда Мосгорнаследие и «Архнадзор» в едином строю выступили на защиту дома Быкова на 2-й Брестской.
Правда, следует отметить, что часть разрешений, видимо, отменить окончательно не удалось: за прошедший год было снесено около двух десятков зданий; справедливости ради, по большей части эти здания не имели статуса памятников, да и сравнивать с обычными в предыдущие годы сотней-другой строений как-то неловко. Общественные организации (тот же «Архнадзор») требуют прекратить даже такое нарушение и, возможно, в 2012 году всё-таки добьются своего. Хочется надеяться, что в 2012 году будет выполнено и другое требование общественников — власти приступят к программе восстановления аварийных объектов культурного наследия. Деньги на это (в соответствии с той самой программой «Культура Москвы») у них есть, осталось найти специалистов.