Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вечер суицидов

В Большом театре прошел вечер балетов Ролана Пети

Гала-концертом балета Большой театр помянул знаменитого французского хореографа Ролана Пети, скончавшегося летом этого года в возрасте 87 лет. В честь мастера давали его постановки «Арлезианка» и «Юноша и смерть», а также балетный дивертисмент.

Биография Ролана Пети — сама по себе роман. У него даже был автобиографический моноспектакль, показанный и в России, где мэтр вспоминал общение со знаменитыми людьми. Кого он только не знавал! Пикассо и Сен-Лорана, Сименона и Макса Эрнста, Мэрилин Монро и Жана Ануя… А началось все во время войны. В годы оккупации, с их лишениями и комендантским часом, юный Пети, заболевший танцем, учился в школе при Парижской опере. Сценический дебют пришелся на 1943 год, тогда же был поставлен и первый балет.

После войны Пети создал собственную, недолго прожившую труппу, прославился, делал танцы в Голливуде (в том числе для Фреда Астера), ставил балеты везде — от Пекина до Лондона, работал со многими звездами — от Жана Бабиле до Марго Фонтейн и Михаила Барышникова. Приходил на работу в Парижскую оперу, и уходил из нее, и снова возвращался. Выстраивал карьеру жены — балерины, певицы и актрисы мюзик-холла Зизи Жанмер (на московском вечере зачитали ее приветственное письмо). И 25 лет возглавлял Марсельский балет.

Трудно найти более всеядного мастера. Пети ставил балеты сюжетные и бессюжетные, психологические и формалистические, малые и большие, классические и эстрадные, серьезные и веселые. Его постановки, как правило, народны в хорошем смысле слова: доступность сочетается с французским шиком, а эмоциональность манеры — с рациональным освоением стилей танца XX века.

Из наследия хореографа Большой театр выбрал два коротких трагических опуса.

В молодости Пети увлекался экзистенциализмом и думал, что бытие вполне бессмысленно, но крайне эмоционально. В 1946 году он вместе с Жаном Кокто сделал свой самый знаменитый балет «Юноша и смерть», где действует обессилевший от жизни богемный житель парижской мансарды. Балет, числящийся в афише ГАБТа, начинается с пронзительного танцевального монолога, когда герой нервно курит, в истерике швыряет стулья и яростно танцует на столе. Продолжается стычкой с приходящей красоткой, издевающейся над героем (Екатерина Шипулина эффектно сыграла парижскую стерву). И заканчивается самоубийством героя на виселице, причем любовница появится еще раз — в виде Смерти. Второй опус, «Арлезианка» 1974 года, для театра новый, но это тоже история про суицид. Странно, что, составляя программу, в Большом не заметили столь убийственного (в прямом смысле) сгущения. Многовато оказалось трупов перед Новым годом. Можно было бы взять и иного Пети — ведь он сочинил более 150 балетов.

Ради участия в вечере в Большой прибыли Наталья Осипова и Иван Васильев — те самые не так давно покинувшие театр солисты, вокруг ухода которых из труппы раздули неимоверный шум. Их присутствие послужило приманкой для публики: ведь никто не знает, когда народные любимцы выступят в ГАБТе в следующий раз.

Васильев, творчески обласканный Роланом Пети в его последние годы жизни, вышел на сцену дважды. Его герой в «Юноше и смерти» был по-мальчишески прямолинеен:

прыжки до потолка забавно символизировали уровень протеста, а вешался этот юноша от детского максимализма и вселенской обиды непонятно на что.

Нечто подобное было и в «Арлезианке» по драме Альфонса Доде, разыгранной в пейзаже ван Гога и с музыкой Бизе. Васильев старательно изображал парня с французского юга в апогее душевных метаний. Его простоватого героя душило чувство любви, хотя воспитанием было предписано презрение: малый тщетно мечтал о девушке свободного поведения из Арля, реально отсутствующей в спектакле. Потанцевав что-то фольклорное с соседями-крестьянами и оттолкнув преданную, но постылую невесту, герой Васильева исполнил душераздирающее соло и смачно выпрыгнул из окна.

Балеты о невыносимости жизни дополнили дивертисментом, который разрядил атмосферу.

Ведь Пети не только исследовал пограничные ситуации. Он воспевал жизнь в ее психологическом и чувственном апогее.

Взять, например, фрагмент из «Кармен», не смертельный финал, а разгар истории, когда героиня еще любит героя. Тут царила Наталья Осипова, подтвердив репутацию самой темпераментной балерины: из-под ног ее сердцеедки-цыганки, казалось, брызгали искры. Это была не женщина с прошлым, какой нередко танцуют Кармен, а угловатый подросток с бушующими гормонами, которому интересно попробовать новую забаву — соблазнение.

Начинающая балерина Ольга Смирнова, которую ГАБТ сманил из Петербурга, покорила совсем другим. Ее танец в отрывке из балета «Моя Павлова» был похож на дворец отменных пропорций, где все выверено по циркулю, но холодности нет, а есть ощущение прекрасной формы. Балет «Собор Парижской Богоматери» был представлен популярным в сборных концертах дуэтом, где Пети столкнул красавицу и чудовище: плачущий Квазимодо (Михаил Лобухин) убаюкивал бодрую Эсмеральду (Мария Александрова). Дуэт из балета «Пруст» тоже известен как шлягер на тему сна: герой Марсель наблюдает Альбертину спящей, воображая даму в своих объятиях и терзаясь одновременно ревностью и страстью. Тут была незаменима Светлана Лунькина, которой образ вечно ускользающей красоты дается как родной, а музыка Сен-Санса дает возможность поупражняться в теме «любовь-тюрьма». Финал дивертисмента доверили Николаю Цискаридзе: он темпераментно, с бешено сверкающими глазами, изобразил душевную черствость Германа из балета «Пиковая дама», домогающегося карточного секрета у старой графини (Илзе Лиепа).

Почему Большой устроил такой вечер? Наверно, потому что Пети и Россия — отдельная и большая глава жизни хореографа. В балетах мэтра самовыражались Плисецкая, Максимова, Лопаткина, Владимир Васильев. В Большом в разные годы шли постановки Пети — «Сирано де Бержерак», «Пиковая дама», «Пассакалия», «Собор Парижской Богоматери». Балетные учителя у молодого Пети были русские: после уроков в школе мальчик бегал к ним на дополнительные занятия. Пети сделал балет о Маяковском и дружил с Нуреевым. Говорят, что в последний год жизни он обдумывал спектакль о Пушкине. Жаль, что не вышло. Так и видишь балетного премьера в бакенбардах, стреляющего в Дантеса пируэтом.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости