Музеям свойственно не только хранить наличествующие экспонаты, но и периодически пополнять свои запасы. Чем интенсивнее происходит этот процесс, тем более динамичным выглядит развитие площадки. Само собой, каждый музей стремится похвастать перед публикой своими новыми приобретениями — если, конечно, есть чем хвастать. Отчетную выставку такого рода устроил нынче и Мультимедиа Арт Музей, благо накопленный ресурс позволяет. Поскольку МАММ, по сути, совмещен с Московским домом фотографии, не вызывает удивления то обстоятельство, что наиболее ударными и многочисленными оказались экспонаты, связанные с историей светописи.
В частности, музей недавно приобрел около полутора сотен стеклянных пластин — так называемых автохромов, образчиков раннего фотографического цвета. Эту технологию в 1903 году запатентовали братья Люмьер, известные не только как изобретатели кинематографа, но и как экспериментаторы в области фотодела. Свою методику получения цветных изображений на стеклянной пластине братья быстро внедрили в производство, и с 1907 года автохромы продавались уже по всему миру — в том числе и в России. Товар был не из дешевых, но страстных поклонников светописи это не останавливало. В частности, автохромами увлекся ялтинский фотограф-любитель Петр Веденисов — человек состоятельный и культурный, водивший дружбу с Чеховым, Горьким, Шаляпиным. Правда, на цветных снимках, которые он делал на протяжении 1909—1914 годов, знаменитости не встречаются. Здесь запечатлены люди, заметных следов в истории не оставившие: члены семьи самого Веденисова и чада с домочадцами их друзей Козаковых.
Перед нами сущие пасторали, зачастую откровенно постановочные (технология создания автохромов требовала длинной выдержки и к импровизациям не располагала). Нарядные детишки в прелестных пейзажах напоминают эльфов, а грациозные дамы на дачных верандах вызывают ассоциации с героинями чеховских пьес.
Виды Ялты и ее окрестностей — уютные домики, увитые плющом, живописные скалы, парусники «в тумане моря голубом» или ухоженный сад при имении в Симбирской губернии — таков антураж этой семейно-приятельской летописи.
Дело происходило накануне Первой мировой, что придает коллекции дополнительный оттенок элегической грусти. Сами оригинальные автохромы демонстрируются на выставке очень избирательно, поскольку разглядывать стеклянные пластины не слишком удобно. Для эффекта и наглядности кадры представлены в цифровой печати.
Если дореволюционная идиллия создана руками продвинутого дилетанта, то для производства идиллии советской привлекались профессионалы. В 1931 году три известных фотографа — Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Соломон Тулес — получили заказ на репортажную серию «24 часа из жизни семьи Филипповых». В действительности съемка в жанре «фотонаблюдения» заняла пять дней, из 110 негативов были отобраны 78, а в хрестоматийной версии осталось 53 кадра. Именно их чуть позднее опубликовал немецкий журнал A-J-Z («Рабочая иллюстрированная газета»), а варианты серии неоднократно появлялись на советских выставках. Заказ носил явственный пропагандистский характер, однако вранья и подмен здесь нет:
немцы даже присылали в Москву специальную делегацию, чтобы проверить реальные условия существования рабочей семьи Филипповых, — все факты подтвердились.
В начале 1930-х тема «нового быта» была крайне популярна в Советском Союзе: и жилье строили по конструктивистским проектам, и фабрики-кухни, и клубы, и прачечные.
Простые работяги Филипповы олицетворяли в данном случае весь отечественный пролетариат, жизнь которого улучшается день ото дня. Эта идиллия мало похожа на буколические досуги Веденисовых — Козаковых, но то, как глава семейства заседает в заводском комитете, хозяйка закупает продукты в кооперативе, а младший сын играет на свежепостроенной детской площадке, не оставляет сомнений: партия и правительство прикладывают все силы, чтобы трудящимся дышалось легко и свободно. Правда, и в этом случае не обходится без элегической грусти: у Филипповых тоже «завтра была война»… Два сюжета оказались в общем «альманахе» почти случайно, в силу музейных закупочных обстоятельств, но вот ведь образовали весьма красноречивую пару. Идиллии в нашей стране лучше всего получаются на фотографиях.