[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Античные утопии

В Русском музее проходит выставка скульптора и художника Алексея Морозова

В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Antologia» московского скульптора и художника Алексея Морозова. Около 60 работ, созданных Морозовым за десять лет, показывают, каким могло бы быть искусство, если бы после римлян ничего не было.

Высшим проявлением человеческого гения скульптор и художник Алексей Морозов считает эллинизм: в I и II веках н. э. был заложен фундамент нашей цивилизации. Небесспорное утверждение, но в работах Морозова эллинизм предстает не как прием или набор цитат из классики — его сюжеты нимало не похожи на постмодернистское заигрывание с темой.

На выставке, озаглавленной «Antologia», античность представлена как актуальная традиция, которая лежит в основе западного искусства.

Коры и куросы, античные отроки и отроковицы, на графических листах и в небольших скульптурах Морозова экипированы футуристическим оружием. В постапокалиптической пустыне, покрытой следами протекторов их суперсовременных колесниц-сегвеев, они ведут битвы с винтокрылыми птицами. Морозов очень внимателен к деталям этой колесницы: ее гаечки отформованы едва ли не тщательнее, чем вены на голых ступнях ездока. Морозов ищет в эллинизме абсолютную красоту, и она проявляется в мире после катастрофы.

Именно в этом принципиальное отличие морозовской эстетики от эклектики академизма.

В полотнах Брюллова к античности привита богатырская доза романтизма — на Морозова же влияет модернизм.

Культ юности и здорового тела, развитый Ницше и Вагнером, получил развитие в первой трети ХХ века. Строгие черты персонажей Морозова можно описать цитатой из философа и писателя Эрнста Юнгера: «Изменилось и лицо, которое смотрит на наблюдателя из-под стальной каски или защитного шлема. В гамме его выражений, наблюдать которые можно, к примеру, во время сбора или на групповых портретах, стало меньше многообразия, а с ним и индивидуальности, но больше четкости и определенности единичного облика. В нем появилось больше металла, оно словно покрыто гальванической пленкой, строение костей проступает четко, черты просты и напряжены, взгляд спокоен и неподвижен».

Таковы и наездники Морозова. Их позы полны жизни, но несуетны, движение остановлено в неуловимом моменте равновесия. В работе Equtes академические красавицы демонстрируют вполне современные тела на броне танка, а девушка в «Охотниках Сан-Лоренцо» позирует с черепом в руке у винта летательного аппарата.

Несложно впасть в китч, мешая коктейль академизма и ретрофутуризма, и с Морозовым это порой случается: на работе Apollodorus стоит штамп «Made in China, LatinTеchnology Inc». Рядом, на картине Acroterium Primus, изображены Пейсиноя, Аглаофа и Лигейя — три сирены на реактивном ходу: у каждой нижняя в нижней части тела ракетные дюзы.

Здесь стоит вспомнить о родовой среде, из которой происходит художник. Алексей Морозов испытал большое влияние неоакадемизма, генерального направления в искусстве города на Неве до нулевых годов. «Профессоры» петербургской Новой академии применяли академические принципы письма к сегодняшним реалиям. Большая ретроспектива неоакадемистов проходит в фонде «Екатерина» на Кузнецком Мосту. На ней хорошо был заметен процесс перехода от игр с культурными кодами к поиску новой эстетики, основанной на классических принципах. Но точка отправления для Морозова — не академики XIX века, не Жером и не Брюллов. В те же дни, что и «Antologia» Морозова, в новых помещениях Эрмитажа в Главном штабе открылась выставка «Древности Геркуланума».

Жрица, девушка с корзиной, Медея, засыпанные пеплом 2000 лет назад, смотрят на зрителя точно теми же глазами, что и современные модели Морозова.

По окончании Суриковского института Морозов стажировался в Италии, сейчас бывает там регулярно, и источники ему хорошо знакомы. Его неоэллинизм даже при неизбежном регулярном выпадении в китч очень серьезен.

Интересно, что в конце 1990-х Морозов (вместе с Беляевым-Гинтовтом, Гурьяновым, Островым и др.) входил в дочернее неоакадемизму движение «Новых серьезных». Оно возникло как протест против «деструктивного цинизма современной культуры» — иными словами, против постмодернистских шуток. Но потихоньку постмодернистские забавы, лепка кадавров из обломков культурной памяти растеряли актуальность: то ли цитаты, актуальные в прошлом веке, позабылись, то ли жить стало не так весело. И не так давно в актуальном искусстве начался классовый крен. Вдруг, спустя лет 20 после аналогичного уклона западных художников, обоснования искусству стало модно искать в любви к новым варварам-гастарбайтерам и в борьбе с новыми тиранами, политиками и капиталистами. Пока реальность по голове не треснет, уклонист не образумится. Питерские художники (как писал лидер неоакадемистов Тимур Новиков, «привыкшие к самоограничениям ради самодостаточности», и это верно и сейчас) менее столичных падки на гражданские моды и не спешат переквалифицироваться в активисты.

Поэтому закономерно, что выставка московского художника Морозова открылась в петербургском музее. Традиционно Москва — оплот концептуализма, здесь в художественной среде ценились партийность и групповщина.

Ленинград-Петербург в силу, может быть, своего неопределенного геополитического статуса всегда был и остается менее строг к своим несуетным жителям.

В зыбком мареве города-музея, не в России, но и не в Европе, миражи классического наследия влиятельнее однодневных культурных фантомов. Убедиться в этом легко, не выходя из Русского музея. Напротив «Антологии» Морозова экспозиция Музея Людвига, переданная в дар РГМ в 1995 году. И некоторые морозовские работы выглядят современнее прекрасных вещей Янкилевского, Макаревича, Африки, Нойенхаузена. Эти произведения занимают свое важное место в современном искусстве, но их контекст спустя совсем небольшое время после создания ушел, остался в прошлом. Античному культу красоты, пока Европа не утонет, забвение не грозит. Тысячи лет активисты разных народов ломали руки и головы греческим статуям, а они все стоят. И поэтому художнику, если он не намерен оказаться забытым при смене политической парадигмы, может оказаться полезней стажировка в Италии, чем штудирование Маркса, гендерная неопределенность, борьба с советской (или как она сейчас называется) властью и прочие актуальные тенденции.

Секретное передвижение ВСУ: куда исчезли бригады из Курска?Захарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуСмена курса: в США прогремело заявление о ДНР и ЛНРВ Белом доме уже подтвердили происходящее с ТрампомФу! зрители увидели, что у Бузовой торчало из-под трусов«Совсем страшное»: раскрыт настоящий итог переговоров с СШАШутка Лаврова про Макрона вызвала резонанс в Европе — СМИСтало известно о попытке силового захвата власти в РоссииПоражено судно с наёмниками ВСУ и грузом: масса погибшихИстребитель России сошелся в ракетном поединке с F-16 ВСУ: итогПредательство Алексея Кравченко обсуждает вся РоссияЕще одна часть Украины захотела присоединиться к РоссииПатрушев объявил, куда готовится бить НАТОУстроивший мощный взрыв в Москве оказался не так простСбежавшие из Суджи солдаты ВСУ оставили послание россиянамЖенатым не смотреть! Фото Ани Лорак без одежды сразили наповалЛе Пен резко повернулась к России: что заявила?Россия выдвинула 1 условие США: американцы опешилиСША на грани: Илон Маск заподозрил страшное
Новости и материалы
В МИД допустили обсуждение «невооруженных наблюдателей» для Украины
Владельцев собак планируют уголовно наказывать за нападения их питомцев
Британский эксперт назвал главную ошибку президента Украины
Экономист назвал риски широкой кредитной амнистии
Названа дата следующего приговора Саакашвили
У южных Курил произошло землетрясение
Вступил в силу запрет ЕС на доступ к SWIFT 11 российским банкам
Россияне предпочли сказку о лягушке фильму с Юрой Борисовым
Латвия возобновила пропуск транспорта через единственный КПП на границе с Белоруссией
РКН потребовал от Telegram удалить два набора стикеров
В Китае создали первый керамический аэрогель для экстремальных условий
Названы симптомы синдрома «пальца на спусковом крючке»
Врач Шелепов: щелчки при сгибании пальцев указывают на синдром триггерного пальца
Польза физической активности для долголетия переоценена, выяснили ученые
США атаковали захваченное хуситами судно Galaxy Leader
Генералу Попову из-за перекура заменили домашний арест на СИЗО
Захарова заявила о тяге к пиратству у британских властей
Названо повсеместное лекарство, опасное для курильщиков
В Белоруссии уборщик нашел пачки долларов в подушке
Все новости