Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Фрекен Хаматова

В Театре наций играют первую премьеру — «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера

21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании — спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером, с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях.

В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей (в нем на рубеже XIX--XX веков располагался театр Корша) реконструировался под руководством знаменитого театрального художника Александра Боровского. В его задачу входило соединение сверхсовременных внутренностей театра с его историческим обликом; в результате Театр наций превратился в универсальную площадку, оборудованную по последнему слову техники. И неспроста: основным профилем театра станет фестивальная деятельность, приглашение ведущих мировых коллективов, постановка современных европейских спектаклей, подчас очень сложных в техническом воплощении.

У Театра не будет собственной труппы, но в нем будут создаваться и собственные проекты.

«Фрекен Жюли» — первый спектакль, премьера которого состоится на обновленной сцене Театра наций. Проект, анонсированный еще в начале сезона, создал интригу в столичном театральном сообществе. Во-первых, это первая работа в России известного немецкого режиссера Томаса Остермайера. Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов не раз говорил о своем желании привлекать к работе в театре режиссеров первой мировой «десятки» — таких, например, как Роберт Уилсон или Робер Лепаж. Первые шаги на этом пути были сделаны в предыдущие сезоны, когда театр работал на чужих площадках — рижанин Алвис Херманис выпустил спектакль «Рассказы Шукшина», а Эймунтас Някрошюс поставил с русскими артистами «Калигулу» по пьесе Альбера Камю. С Томасом Остермайером руководство театра вело переговоры около двух лет: знаменитый немец ссылался на высокую занятость, но все-таки ударили по рукам.

Остермайер – одна из ключевых фигур современного европейского театра.

Свою славу он начал зарабатывать, сотрудничая со студией «Барак», которая работала при Немецком театре. В 1999 году 30-летний Остермайер возглавил один из ведущих берлинских театров — «Шаубюне» — и за 10 лет руководства превратил его в самый актуальный немецкий театр, особой чертой которого стала активная социальная позиция. В драматургическом выборе Остермайера можно найти закономерность: в череде его любимых авторов представители «новой драмы» рубежа XIX--XX веков соседствуют с нашими современниками, постановки по пьесам Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Ведекинда соседствуют в его биографии со спектаклями по пьесам Марка Равенхилла, Сары Кейн и Алексея Шипенко.

Впрочем, режиссер обращался и к самой классической классике — на его счету несколько шекспировских постановок. Однако в театре Остермайера «старый» текст всегда подвергается адаптации: эта операция, по словам самого режиссера, необходимое условие для того, чтобы театр не превратился в музей.

По убеждению режиссера, классическое название в афише не должно успокаивать зрителя, не должно дарить ему гарантию его безопасности, того, что спектакль станет формой приятного расслабленного досуга.

Над адаптациями в «Шаубюне» работает известный немецкий драматург Мариус фон Майебург, постоянный соавтор Остермайера, переписывающий тексты классиков современным языком. Несколько лет назад в Москву на фестиваль NET привозили спектакль «Нора» по пьесе Ибсена «Кукольный дом». В версии Остермайера и Майенбурга герои Ибсена не только говорили современным языком, но и жили в бытовых реалиях конца ХХ века. Однако одним временным переносом дело не ограничилось: внешние изменения влекли за собой и внутренние – в мотивировках, поступках. В результате Нора не просто покидала дом своего супруга, но и стреляла в него из пистолета, отменяя вариативное будущее, сквозящее в пьесе.

В случае с «Фрекен Жюли» Остермайер пошел по сходному пути: решив перенести героев Стриндберга в современную Россию, он позвал драматурга Михаила Дурненкова, адаптировавшего текст 1888 года к современной урбанистической лексике.

При этом, по признанию режиссера, он не сторонник перенасыщения театральной речи уличным сленгом, изгнания из нее поэзии.

Сюжет пьесы, признанной в свое время слишком смелой, натуралистической и сексуальной, строится на социальных и половых противоречиях: молодая аристократка Жюли вступала в связь с отцовским лакеем Жаном — ее разрывало от страха, желания, брезгливости и сладострастия. Так и не найдя выхода, Жюли решалась на самоубийство. Неравенство в пьесе Стриндберга дополнено темой социального сдвига – вырождения старой аристократии, наступления плебеев. Можно предположить, что в спектакле Остермайера, сориентированном на современную российскую реальность, неравенство героев будет лишено подобного подтекста, их социальное противоречие будет построено на чисто финансовом аспекте. Жюли уже не аристократка, цепляющаюся за генеалогическое древо: у новой российской аристократии нет биографии, ее социальное положение не проверено веками, оно лишь результат исторических катаклизмов 90-х годов. Для Остермайера, внимательного к социальным противоречиям, российская действительность с ее чудовищным расслоением на новое малочисленное сословие очень богатых и массу бедных наверняка представляет благодарную почву для своего высказывания — художественного и идеологического.

Остермайер создает этот спектакль со своей постоянной командой – сценографом Яном Паппельбаумом и художником по костюмам Габриэле Ферингер. Мир спектакля будет насыщен предметами, на первый взгляд, бытовыми, которые, попадая в небытовое пространство, начинают выполнять роль символа.

В начале на экране долго потрошат курицу. Будничный процесс, показанный в театре крупным планом, становится камертоном спектакля, задавая жесткость и трагическое предчувствие финала еще в прелюдии.

«Фрекен Жюли» привлечет еще и тем, что немецкий режиссер, работающий с ведущими мировыми артистами, с российскими актерами ставит впервые. Дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой (уже игравших вместе в «Рассказах Шукшина» у Херманиса) во «Фрекен Жюли», истории жестокого соперничества женщины и мужчины, должен достигнуть небывалого накала. Невесту Жана, служанку Кристину, играет Юлия Пересильд — недавняя выпускница ГИТИСа, за несколько сезонов превратившаяся из яркой дебютантки в одну из ведущих молодых актрис Москвы.

Новости и материалы
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Боррель заявил, что ЕС будет обязан арестовать Нетаньяху
Все новости