Кинорежиссер Станислав Говорухин стал кандидатом на пост председателя комитета по культуре в Государственной думе шестого созыва — такое решение было принято на заседании генсовета партии «Единая Россия». Теперь его кандидатура должна пройти утверждение на пленарном заседании нижней палаты. Формально Говорухин сменит на посту руководителя комитета Владимира Мединского, который, правда, руководил «парламентской культурой» всего полтора месяца, после того как руководивший комитетом в пятом созыве Григорий Ивлиев еще до конца своих думских полномочий был назначен заместителем министра культуры.
Именно в наследство от Ивлиева новому составу комитета достанется многострадальный «Закон о культуре»:
законопроект, который около полутора лет разрабатывал Институт культурологии, был внесен для первого чтения в октябре этого года. Причем уже тогда было ясно, что Госдума пятого созыва его рассмотреть не успеет: даже срок получения поправок после общественного обсуждения был назначен на 14 декабря — спустя десять дней после парламентских выборов.
«Я думаю, что сам факт закона о культуре будет встречен доброжелательно», — отметил в разговоре с «Парком культуры» директор Института культурологии киновед Кирилл Разлогов, указав на то, что Говорухин относился к работе комитета в пятом созыве довольно ревниво, поскольку «считал, что во главе комитета должен стоять профессионал».
Тем не менее Разлогов уверен, что новый глава не опустит проект закона о культуре в шредер.
«Мне не кажется, что эта ревность перенесется на написанный нами закон. Другое дело, что Говорухин — человек старшего поколения и радикальных молодых нововведений не терпит, поэтому могут возникнуть и дискуссии по поводу того, что государственная поддержка не должна распространяться на культуру современную, радикальную и популярную. Но Говорухин – человек вполне разумный, поэтому сознательно вредить закону не будет: в его появлении заинтересованы все», — обозначил Разлогов перспективы законопроекта, если состоится задуманное «Единой Россией» назначение. Он добавил, что если кто и будет блокировать принятие нового закона, то это будут Минфин и Минэкономразвития: они считают что «на культуру денег нет и не будет».
«В шестом созыве рассматривались разные кандидатуры; и то, что руководителем станет он, пожалуй, самый благоприятный вариант», — резюмировал Разлогов.
В случае утверждения Говорухин получит в Думе работу, которую уже выполнял: режиссер возглавлял тот же комитет во втором созыве Думы. Одним из самых громких дел, которым отметилось возглавляемое им парламентское ведомство, стал проект закона «О государственном регулировании оборота продукции сексуального характера», который обязывал проводить любые «сексуально-эротические мероприятия» в специальных местах и облагать их дополнительным налогом. Закон был ветирован президентом Ельциным, хотя некоторые нормы, например продажа «взрослой» продукции только в непрозрачной упаковке, были законодательно введены.
Сам Говорухин на своем официальном сайте рассказывает и о других делах своего комитета, в частности ставит своим коллегам в заслугу принятие закона о перемещенных ценностях, окончательно закреплявший права России на все трофейные предметы искусства, вывезенные из нацистской Германии после Второй мировой войны.
Среди других заслуг бывший и, видимо, будущий глава комитета по культуре называет рост финансирования культуры.
«До моего прихода на пост председателя комитета по культуре культура у нас финансировалась процентов на 30–35 от строки, записанной в бюджете. Мы добились устойчивого финансирования, которое достигло 100%, а за счет дополнительных доходов доходило и до 120%», — пишет Говорухин, также отмечая возрождение российского кинематографа, первым шагом к которому было снятие НДС с кинокомпаний.
«Подозреваю, что это правда. Через систему Минкульта в какой-то момент действительно появилась система финансирования кино, которая, скажем, привела в кино мое поколение, причем в какой-то момент эта поддержка стала достаточно регулярной, — отметил в беседе в «Парком культуры» председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин. — И если даже на уровне Минкульта ее реализовывали другие люди, то идеологически именно Говорухин подготовил почву для этого: он везде и всегда говорил о том, что государство обязано поддерживать культуру и, в частности, кино».
В своих заметках Говорухин рассказал, как устроил в Думе киногостиную, в которой каждую неделю съемочные группы устраивали встречи и просмотры для депутатов.
«На посту руководителя комитета по культуре Говорухин был вовлечен в эту деятельность, он чувствовал себя на своем месте в этом плане, многим вещам учился и научился», — напомнил Разлогов.
С ним несогласен директор Музея кино Наум Клейман: «Я не вполне могу судить о том, каков Говорухин как культурный политик, потому что у меня с ним был жесткий конфликт, связанный с Музеем кино, когда Говорухин был директором «Киноцентра». Мы едва не лишились своего помещения еще до всякого Михалкова.
С учетом моего тогдашнего с ним общения, я ничего хорошего от работы Говорухина в Думе ожидать не могу», — заявил он «Парку культуры».
Не новичок Говорухин и в политике — еще на закате перестройки вступил в Демократическую партию России, которой в тот момент руководил Николай Травкин, а в 1993-м избрался в Госдуму первого созыва. После событий 1993 года стал дрейфовать в сторону патриотической оппозиции, на выборах 1996 года поддерживал Зюганова. В 2000 году был соперником Путина на президентских выборах (набрал 0, 44% голосов). Тем не менее в 2005 году его убеждения снова переменились: Говорухин одним из первых среди культурных деятелей вступил в «Единую Россию».
Следует отметить, что знаменитый режиссер, автор «Вертикали» и «Места встречи изменить нельзя», «Десяти негритят» и «В поисках капитана Гранта», перейдя в политику, к кинематографу, можно сказать, охладел: видимо, работа на новой стезе отнимала слишком много времени и сил. Конечно, в самом начале политической карьеры он еще снимал, но эти фильмы стоит считать его манифестами на злобу дня: и документально-публицистическую трилогию «Так жить нельзя» — «Россия, которую мы потеряли» — «Великая криминальная революция», и художественный «Ворошиловский стрелок». Напомним, что фильм «Так жить нельзя» получил премию «Ника», став лучшим фильмом 1990 года.
Игровая картина «Ворошиловский стрелок» 1999 года вызвала большую общественную дискуссию и стала одним из лидеров проката.
Пожилой герой фильма в исполнении Михаила Ульянова, потеряв надежду наказать подонков, изнасиловавших его внучку, среди которых был сын высокого милицейского чина, устраивает над ними самосуд. За эту картину Говорухина обвиняли в экстремизме.
Разлогов с такой характеристикой несогласен: «По складу характера Говорухин не экстремист. Его «Ворошиловский стрелок» был вполне адекватен времени создания, 90-м годам, и во многом ставит точки над i. Если уж говорить об экстремизме, то в тех же «Брате» и «Брате-2» Алексея Балабанова его гораздо больше. Но тем не менее и те, и эта картины – кино вполне состоявшееся».
Уйдя в 2003 году из Госдумы, Говорухин отошел и от активного участия в политической жизни.
Он стал режиссером киноконцерна «Мосфильм», снял два фильма – «Благословите женщину» и «Не хлебом единым» по роману Владимира Дудинцева, появился в фильме Федора Бондарчука «9 рота». Да и затем, вступив в «Единую Россию» и вернувшись в Госдуму, он не забросил кинематограф: в 2007 году вышла «Артистка», в 2009-м — «Пассажирка», а в 2010 — «В стиле Jazz». Правда, их результаты в прокате оказались весьма скромными.
Разлогов считает, что своим политическим капиталом Говорухин как раз и обязан своим картинам, в первую очередь публицистическим. «Он был хорошим профессиональным режиссером, снимал крепкие жанровые фильмы, — рассказал Разлогов. — Он на самом деле им и остается, просто не пытается ухватывать дух времени и представляет ценности старшего поколения, которые он предъявляет открытым текстом».
Если Говорухин станет руководителем комитета по культуре Думы, то это станет уже вторым официальным назначением для режиссера в текущем политическом сезоне: ранее он согласился возглавить предвыборный штаб Владимира Путина, пообещав заняться этой работой со «всем сердцем».
Это решение и проявленная эмоциональность также вызвали неоднозначную реакцию в киносреде. «Мне он не представляется человеком, который ищет выгод, — комментирует это решение Прошкин. — Его нынешнее решение возглавить штаб Путина мне не кажется походом за личными выгодами. Он вполне искренне в это включился: по его мнению, работа на этом посту соотносится с вызовами, которые стоят перед страной. Хотя я, подчеркиваю, считаю это его решение абсолютно неверным».