В Берлине прошла 24-я церемония вручения премий Европейской киноакадемии. Главный приз получил фильм Ларса фон Триера «Меланхолия». Режиссер на церемонию не приехал: после серии скандалов и уголовных дел, прологом к которым послужили его высказывания на пресс-конференции в Канне, он дал обет молчания. Вместо фон Триера награду приняла его жена Бенте Фроге, которая объяснила, что он отказался от общения с репортерами.
«Ларс попросил меня сказать, что у него не будет никаких заявлений. Но он также попросил меня помахать вам рукой — как можно добрее и приветливей», — сказала Фроге, принимая награду фон Триера.
Неприятности датского режиссера начались в мае: представляя «Меланхолию» во время Каннского кинофестиваля, он в ответ на вопрос о своем происхождении произнес длинную и путаную речь, в которой признался в том, что «понимает Гитлера», а под конец вообще заявил: «Да, я нацист». Шутка вышла явно неудачной: после критики в прессе руководство фестиваля признало фон Триера персоной нон грата. По горячим следам скандала фильму предрекался бойкот, а карьере режиссера — полный крах. Но «Меланхолия» осталась в основном конкурсе, а Кирстен Данст удостоилась за роль в ней премии как лучшая актриса; затем был довольно удачный прокат во многих странах. Ларс фон Триер сейчас работает над следующей картиной и уходить из кино не собирается.
Впрочем, каннская история если и исчезала с первых полос газет, то ненадолго: фон Триер извинялся за шведского террориста Брейвика, которому полюбился его «Догвилль», общался с французской полицией на предмет наличия признаков экстремизма в своих высказываниях да и вообще постоянно объяснял, что именно он имел в виду. И вот Европейская киноакадемия словно решила подвести промежуточный итог этому скандалу:
премию за лучшую режиссуру получила еще одна датчанка Сюзанна Биер — за картину «Месть», лауреата «Оскара-2010» за лучший фильм на иностранном языке.
Дело в том, что вся каннская речь Ларса фон Триера была своеобразным выпадом как раз в адрес Биер, еврейки по происхождению: он упоминал ее едва ли не в каждом предложении. И именно общий смысл его слов вместе с упоминанием Гитлера и скандальным, хотя и сделанным в шутку, признанием в собственных нацистских убеждениях привел к тому, что фон Триера обвинили в антисемитизме, причем воинственном.
Конечно, речь не идет о том, что европейские академики в области кино голосовали согласованно, а результаты были предопределены заранее: в академии около 2,5 тысяч членов. Оба фильма ясно показывают, что европейское кино живо, и та же «Меланхолия» вполне могла бы получить «Золотую пальмовую ветвь», если бы не свежий скандал. Да и выбирать в этом году было из чего: претендентами на звание «лучшего фильма Европы» также были «Артист» Мишеля Хазанавичюса, «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн, «Король говорит» Тома Хупера и «Гавр» Аки Каурисмяки. А среди режиссеров конкуренцию фон Триеру и Биер составляли братья Дарденн, Каурисмяки и Бела Тарр («Туринская лошадь»).
В европейской прессе считают, что самым недооцененным фильмом церемонии стал черно-белый и немой «Артист». Ему досталась лишь одна премия: награду как лучший композитор получил Людовик Бурсе; впрочем, у картины есть шанс отыграться в оскаровской гонке. По тому же принципу, видимо, обошли и Хупера с «Король говорит»: лишь Колин Ферт привычно получил премию за лучшую мужскую роль. Впрочем, картина Хупера получила приз «Выбор зрителей». Премию за лучшую женскую роль академики вручили Тильде Суинтон («Что-то не так с Кевином»).
Ну а «Меланхолия» получила большинство наград — три из возможных шести; еще два приза увезли художник и оператор фильма.
Жан-Пьеру и Люку Дарденнам дали приз за лучший сценарий («Парень с велосипедом»), а лучшим документалистом был выбран Вим Вендерс («Пина: Танец страсти в 3D»). Приз за анимацию получила картина «Чико и Рита», а в категории короткометражек победил знаменитый Терри Гиллиам. Специального приза был удостоен французский актер Мишель Пикколи. Другими почетными премиями были награждены британский режиссер Стивен Фрирз («Королева», «Опасные связи») — за вклад в кино — и датский актер Мадс Миккельсен.
Российские представители на «европейском Оскаре» остались без наград. Напомним, что на премию претендовали актриса Надежда Маркина («Елена» Андрея Звягинцева) и Виктор Косаковский (документальная картина «Да здравствуют антиподы!»). Кроме того, в длинный список претендентов на лучший фильм были включены «Елена» и «Овсянки» Алексея Федорченко, но в шорт-лист они не вошли.