Управляющий жизнедеятельностью элитного жилого комплекса Джош Ковач (Бен Стиллер) помнит дни рожденья жильцов, их привычки и гастрономические пристрастия — в отношениях с клиентурой он руководствуется полицейским лозунгом «служить и защищать». Однако когда выясняется, что посаженный под домашний арест в пентхаусе финансист Артур Шоу (Алан Алда) не только пустил на ветер пенсионные накопления работников сферы услуг, но не погнушался и личными сбережениями некоторых из них, Джош готов изменить трудовой этике. И очень кстати резкая, но миловидная сотрудница ФБР (Теа Леони) сообщает ему о заначке в 20 миллионов долларов, которую аферист предположительно прячет дома. На экспроприацию экспроприированного новоявленный «робин гуд» подбивает новичка «на четверть индейца» (Майкл Пенья), непутевого родственничка (Кейси Аффлек), разорившегося выселенца (Мэттью Бродерик) и черного парня с района (Эдди Мерфи).
«Грабь награбленное!» — решают герои фильма Бретта Рэтнера
(«Час пик», «Красный дракон», «Люди Икс: Последняя битва»), и, в принципе, в этот несложный призыв укладывается все содержание приключенческой комедии про то, как нечистый на руку капиталист неосмотрительно настроил против себя обслуживающий персонал. А ведь как все хорошо для Артура Шоу начиналось: с управляющим в интернет-шахматы играл, со швейцаром (Стефен Хендерсон) годами шутками обменивался, машину ко входу всегда вовремя подавали.
И ведь недорого такая дружба обходилась, но жадность сгубила. В кофе за подобное не плюют — сразу берутся за недвижимое и движимое имущество. Дело ли это, чтобы у пойманного за руку строителя финансовых пирамид на стене Уорхол висел, а посреди гостиной самый что ни на есть настоящий Ferrari 250 красовался — на нем еще сам Стив Маккуин (актер и гонщик) рассекал, только новый-то владелец при всем апломбе далеко не Томас Краун: может, разве что, нахамить охотящейся за ним женщине, но никак не обольстить ее.
У его противников с харизмой тоже не очень хорошо.
Разве что герой Аффлека, стихийно включающийся в игру и выключающийся из нее, а на самом деле озабоченный только близящимися родами жены, может сойти за симпатичного малого. За остальных и переживать как-то странно: менеджер-конъюнктурщик, простак, рохля банковский работник, бессовестный вор — не хватает только страхового агента, зато в долю входит охочая до мужиков горничная с навыками медвежатника по имени Одесса (Габури Сидибе из «Сокровища»).
Комедийный состав грабителей, кстати, с делом справляется довольно лихо. То есть накладки, конечно, случаются, но без них не обходится и у профессионалов вроде друзей Оушена.
А тут и с разработкой плана, и с импровизацией парни (и девица-тяжеловес — без нее бы не сдюжили) справляются даже не на «удовлетворительно», а на «хорошо». Несколько раздражает разве что Мерфи, который суетится и работает лицом, будто шел в комедию к братьям Уэйанс и свернул не туда.
Впрочем, Мерфи здесь играет негра, которого позвали, потому что он негр, так что и поведение соответствующее.
Набор действующих лиц и обстоятельства неизбежно превращают криминальную комедию в социальную: на экране соревнуются жертвы финансового кризиса. Урок же, который преподает показанный случай столкновения имущего с обездоленными, стар, как и деление на богатых и бедных, — когда воруешь сотни миллионов, не следует полагаться лишь на дружбу с сильными мира сего, судьями да партийными боссами. Лояльность слуг также важна, а стоит гораздо дешевле.