В Москве снесен дом культуры «Октябрь», расположенный в Северо-Западном административном округе, на улице Маршала Малиновского. Снос начался сегодня, 18 ноября, в восемь часов утра: в это время, по словам координатора «Архнадзора» Натальи Самовер, у здания был только дежурный от этого движения. Сотрудники полиции оцепили место работ, а рабочие оперативно, всего за два часа, разобрали строение. По данным «Архнадзора», работы проводились на законном основании: у компании «Сатори» есть контракт с префектурой на снос аварийного объекта.
«Нельзя сказать, что компания действует самовольно – нет, она действует по указанию префектуры», — рассказала Самовер «Парку культуры». По её словам, стоимость контракта составила 2,5 млн рублей.
В движении «Архнадзор» возмущены тем, что из процесса принятия решения о сносе ДК «Октябрь» были исключены органы охраны памятников.
«Тот факт, что здание на момент принятия решения о его статусе обладало признаками объекта культурного наследия, подтверждено заявлениями Мосгорнаследия. Поэтому судьбу здания должны были решать специалисты, а не чиновники, — отметил координатор «Архнадзора» Дмитрий Лисицин. — Согласно закону (73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». — «Парк культуры») любые работы в отношении заявленных объектов могут проводиться только на основании разрешения органов охраны. У нас есть письмо Мосгорнаследия о том, что разрешения на снос уцелевшей части здания департамент не выдавал».
Кроме того, напоминают в «Архнадзоре», префектура СЗАО приняла решение о сносе здания вопреки прямому указанию мэра Москвы Сергея Собянина, потребовавшего восстановить ДК.
В префектуре СЗАО не согласны с тем, что их действия противоречат требованиям мэра.
«Речь шла о восстановлении функционального назначения Дома культуры, а не здания, — объяснили «Газете.Ru» в пресс-службе префектуры. – Это отражено и в стенограмме заседания, на котором мэр указал на необходимость сохранить досуговый центр в привычном для жителей района месте. Именно поэтому и было решено не перепрофилировать под ДК кинотеатр, а восстановить его на старом месте».
В городском «Реестре недвижимого культурного наследия Москвы» ДК «Октябрь» имеет статус «заявленный объект культурного наследия». В соответствии с 73-ФЗ он также находится под охраной — как минимум до тех пор, пока органы охраны памятников не вынесут решения о его ценности.
«ДК «Октябрь» был построен в 1937 году. Его ценность была прежде всего в том, что в нем сохранились деревянные арочные конструкции, благодаря которым внутри были устроены широкие и большие залы. Насколько я знаю, других примеров этого в Москве не осталось», — рассказала «Парку культуры» эксперт по архитектуре конструктивизма архитектурный критик Анна Броновицкая.
В конце октября этого года в ДК «Октябрь» произошел пожар, во время которого сгорели зрительный зал и переход, соединявший его с уличным корпусом; сам уличный корпус пострадал, но уцелел. Сразу после пожара появились версии, что это был поджог. Броновицкая считает, что
ущерб, нанесенный зданию при пожаре, был таков, что речь могла идти только о сносе: от деревянных арочных перекрытий ничего не осталось.
<1>
«Мэр Москвы говорил, что хочет сохранить на этом месте ДК. И хотя бы это было бы хорошо, потому что это сломало бы практику, когда здание приводится в невосстановимый вид, а затем его территория отдается под какой-то коммерческий проект», — сказала эксперт.
Наталья Самовер утверждает, что экспертиза по этому объекту уже была проведена, причем на деньги города. «То есть город уже вложился в сохранение этого объекта», — удивляется она. Как стало известно «Парку культуры», никакой экспертизы не проводилось: источник рассказал, что в противном случае вопрос со статусом здания был бы вынесен на городскую комиссию и его судьба уже была бы определена. Напомним, что такая комиссия была создана в октябре этого года под председательством заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина; Александр Кибовский, глава Мосгоркультуры, стал заместителем председателя. В комиссию вошли и представители общественных организаций, правда оставшиеся в «подавляющем» меньшинстве.
По словам первого заместителя префекта СЗАО Павла Козлова, здание ДК еще до пожара было признано ветхим и не отвечающим требованиям ни пожарной безопасности, ни технической – по несущей способности конструкции.
После того как деревянные конструкции были обильно политы водой, они пришли в полную негодность. Как объяснил Козлов «Газете.Ru», решение о сносе принималось префектурой, поскольку здание ДК ни числилось ни в одном реестре объектов культурного наследия и участия Мосгорнаследия не требовалось. «Насчет того что ДК будет внесен в реестр, слухи муссировались более двух лет, — рассказал чиновник. – Но нельзя же до бесконечности рассматривать этот вопрос. При желании, на все необходимые процедуры хватило бы и года. Тот хлам, в который здание ДК превратилось после пожара, уже не являлся украшением района. И, после того как МЧС, завершив расследование, дало разрешение на вывоз мусора после пожара, ОАТИ выдало такое предписание. А префектурой было принято решение о сносе».
Между тем, как рассказал «Газете.Ru» источник в мэрии,
ОАТИ ордера на снос здания по улице Маршала Малиновского, 7 не выдавалось.
По документам ОАТИ, с места пожара должен был вывозиться оставшийся после пожара мусор, при этом сохранившаяся кирпичная часть фасада должна была остаться на месте. «Согласно протоколу совещания в префектуре о вывозе остатков сгоревшей деревянной части здания, префектура должна была организовать эти работы. Но это не снос», — отметил источник.
«Департамент культурного наследия разрешения на снос не выдавал, а помалкивал, потому что новое положение о департаменте написано таким образом, что из него заявленные объекты вообще выпали. Эта категория объектов по факту в Москве вообще не охраняется, а их в городе несколько сотен. И вот налаженный механизм – как можно избавиться от заявленного объекта», — заключила Самовер.
По ее словам, «Архнадзор» собирается подать документы в прокуратуру с просьбой провести проверку всех обстоятельств этих событий, в том числе и проверить наличие коррупционного мотива в действиях префектуры.
«Сейчас абсолютно непонятно, почему префектура совершенно сознательно нарушает требования федерального закона. Пусть Кибовский пассивен и не выполняет своих обязанностей, но федеральный закон никто не отменял», — недоумевает Самовер.
Департамент культурного наследия не стал комментировать ситуацию.
Что касается собственно дома культуры как образовательного учреждения, то, как рассказал «Газете.Ru» руководитель муниципального образования «Щукино» Владимир Ушаков, его кружки и секции будут распределены по досуговым учреждениям района, школам и другим организациям, занимающимся с детьми.
«Наше муниципальное досуговое учреждение имеет восемь площадей в разных местах района, часть кружков будет размещена в культурном центре «Курчатовский», есть помещения и в других организациях, и, конечно, в школах, — сказал Ушаков. – Сегодня утром как раз прошло совещание по этому вопросу — место для занятий подобрано почти всем».
Как сообщили «Парку культуры» в департаменте культуры Москвы, до пожара в помещениях дома культуры «Октябрь» работали 18 творческих коллективов, студий и кружков, в которых на постоянной основе занимались 343 человека. На сегодняшний день самая большая проблема остается с размещением танцевального ансамбля «Хип-хоп», которому требуется много места; если ему не удастся подобрать помещение в муниципальных учреждениях культуры района Щукино, то ансамбль будет устроен в соседнем районе — Хорошево-Мневники.
По словам чиновника, пока есть только технологическое задание на строительство нового здания ДК.
«Мы надеемся, что это строительство будет включено в планы следующего года и скоро мы получим новое здание», — надеется Ушаков.
Ни о какой коммерческой составляющей проекта не может идти и речи, сказал Павел Козлов: новый ДК для жителей района Щукино будет строиться за бюджетные деньги и использоваться исключительно для досуговой деятельности. Более того, на месте старого здания площадью около 2000 квадратных метров, можно построить «нормальный современный ДК» площадью 13 тысяч квадратных метров. «Градплан этого участка позволяет спроектировать здание такого размера», — отметил Козлов.