Большой театр начал продавать билеты по паспортам, чтобы таким образом победить спекулянтов, заявил генеральный директор театра Анатолий Иксанов.
«Поскольку в российском законодательстве нет статьи, наказывающей спекулянтов театральными билетами, то нам ничего не оставалось, как прибегнуть к собственному способу»,
– цитирует Иксанова ИТАР-ТАСС. Необходимость в подобных мерах возникла после того, как целый ряд СМИ и блогеров обрушились с критикой на главный театр страны: билеты на его представления было невозможно купить через обычные или интернет-кассы, но их спокойно продавали перекупщики тут же, на Театральной площади, по цене в несколько раз превышающей номинал.
«По нашему мнению, это если и не пресечет пагубное явление, то во всяком случае его заметно сократит. И тем самым ликвидирует необоснованные упреки в адрес Большого театра за баснословные цены на билеты», – подчеркнул директор Большого театра, комментируя вводимую меру. Официальные представители Большого театра, к которым обратилась «Газета.Ru», были недоступны для комментариев.
Впрочем, распоряжение действовать еще не начало: в кассах Большого корреспонденту «Парка культуры» сообщили, что документа еще не видели и пока работают по-старому. По словам собеседника «Газеты.Ru», новое правило будет действовать в отношении билетов с 25 января, поскольку других билетов уже нет в продаже. Как стало известно «Парку культуры», выйти и снова войти в кассовый зал (а именно такой схемой, называемой «каруселью» пользуются перекупщики) не получится: данные покупателя будут заноситься в базу.
<1>
Распоряжение предусматривает продажу не более двух контрамарок в одни руки, причем на спектакли и Основной, и Новой сцены.
Борьба с перекупщиками билетов является полезной для имиджа театра, но вряд ли его руководству удастся добиться поставленных целей — такое мнение высказали опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.
По их мнению, в данном случае действует «простой рыночный механизм»: спрос значительно превышает предложение, и население готово покупать билеты даже по очень завышенным ценам. Они уверены, что решение проблемы с перекупщиками позволит увеличить объем частных пожертвований «в долгосрочном периоде» примерно на 10–15%.
«Даже введение ограничения на количество продаваемых в одни руки билетов изначально было бесполезной идеей, так как перекупщики всегда могут договориться с кассиром, продающим билеты, предложив ему деньги, чтобы тот закрыл глаза на это правило», — считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. Она уверена, что и переход к продаже билетов по паспорту, скорее всего, тоже не даст никаких результатов.
«При большом количестве официальных распространителей, нет возможности контролировать номера паспортов», — заключила Юшкова.
Она предположила, что схема перекупщиков может быть довольно выгодна для театра.
«При текущей официальной цене реализации билетов (500–3000 рублей) Большому театру гораздо удобнее, когда перекупщики скупают все билеты и делают театру тем самым 100-процентную выручку, чем тратить время и ресурсы на борьбу с ними и при этом еще рисковать тем, что часть билетов останутся нереализованными в кассах театра», — сказала Юшкова.
В отличие от Большого театра, отмечает она, перекупщики не ставят себе задачу реализовать 100% приобретенных билетов: даже если они продадут 30% имеющихся билетов по ценам 5–20 тысяч рублей (а именно такие цены перекупщики устанавливают сегодня), свои 300% прибыли они всё равно получат.
«Ситуация стала возможна из-за того, что официальные цены на билеты в Большой театр значительно ниже цен в театрах такого же уровня в других странах. Билеты в Большой театр стоят в кассе от 500 до 2500 руб. А билет в Венскую оперу, например, стоит от €8 до €230, в Метрополитен-оперу (Нью-Йорк) – от $25 до $1750, в «Ла Скала» (Милан) –
от €12 до €224, — заключила Юшкова. — Повышение официальной цены на билеты позволило бы повысить репутацию Большого театра, избавиться от перекупщиков, и вместе с тем театр не потерял бы в деньгах».