Сегодня в Лондоне и Вашингтоне будет показан спектакль «Час восемнадцать» по документальной пьесе Елены Греминой: постановки приурочены к двухлетию со дня смерти Сергея Магнитского. Инициатором лондонской постановки выступила международная правозащитная организация Amnesty International, которая привлекла к работе британскую театральную компанию Sputnik, занимающуюся продвижением российской драматургии в Британии. Американскую постановку осуществил в балтиморском Центре международного театрального развития российский режиссер Юрий Урнов — его спектакль будет показан в сенате США. Показ в Великобритании является премьерным, он состоится в правозащитном центре Human Rights Action Centre. В США Урнов уже показывал эту пьесу в Балтиморе.
Елена Гремина написала «Час восемнадцать» в 2010 году. В основу пьесы легли материалы Общественной наблюдательной комиссии, руководимой Валерием Борщевым, и обсуждения смерти Магнитского с форумов судебных врачей и врачей ФСИН. Кроме того, для создания правдоподобного образа судьи Елены Сташиной на судебные заседания Тверского суда, которые она вела, приходили наблюдатели.
Авторская бригада пробовала встретиться и с фигурантами истории для прямых интервью, но во всех случаях получила отказ.
Пьеса носит подзаголовок «Суд, которого не было и который обязательно будет». Она построена как цепочка монологов: один за другим выступают мать Наталья Николаевна Магнитская, следователь Сильченко, судья Криворучко, врач «Матросской Тишины» Александра Гаусс, неизвестная девушка из кареты «скорой помощи», перевозившей подследственного из «Бутырки» в «Лефортово», фельдшер Саша, судья Елена Сташина. Есть в пьесе и монолог врача Андрея Молчанова, который с профессиональной отстраненностью рассказывает, что именно происходит с человеком при приступе панкреатита (именно неоказание помощи страдавшему от воспаления поджелудочной железы, по некоторым данным, вызвало смерть Магнитского). Впрочем, есть в спектакле и вымысел: в последней сцене судья Криворучко, отказавший Магнитскому в стакане горячей воды, попадает на тот свет и вынужден сам просить кипятка — ему его наливают прямо на руки.
Впервые спектакль был показан в прошлом году в московском «Театре.doc», одним из направлений которого является работа с документальным материалом; его поставил художественный руководитель театра Михаил Угаров. Интересно, что еще до начала работы режиссер предложил актерам воспринимать спектакль еще и как общественную акцию. Как рассказал Угаров «Парку культуры», в случае с «Часом восемнадцать» он отказался от традиционной для его театра «ноль-позиции» — принципа, в соответствии с которым документальный спектакль не должен высказывать своего мнения по теме пьесы, а предоставлять зрителю самому выбирать из палитры воспроизводимых актерами суждений. Артисты еще на подготовительном этапе поставили перед режиссером вопрос о том, допустимо ли называть в постановке имена реальных людей, и получили ответ, что в другом случае постановка просто не имела бы смысла.
В Москве «Час восемнадцать» играется бесплатно (актеры не получают гонораров за спектакли), а попасть на него можно только по предварительной записи. На каждом представлении залы заполнены до отказа — зрителям приходится записываться за два месяца.
В отличие от коллег из Англии и США, «Театр.doc» в годовщину Магнитского спектакль играть не стал. Вместо этого он выпустит «сетевой путеводитель» с самыми интересными цитатами из обсуждений постановки, рассказала «Парку культуры» автор пьесы Елена Гремина. После каждого спектакля актеры приглашают зрителей обсудить увиденное, и, по словам одного из артистов, споры бывают очень горячими и «часто становятся вторым актом пьесы». За последний год в них приняли участие самые разные категории зрителей — от бывших заключенных и нацболов до сотрудников МВД и прокуратуры. По словам Угарова, ни один из прототипов героев пьесы до сих пор на спектакль не приходил. Скорбную годовщину театр отметит позже, 11 декабря. Вести обсуждение будут бывший заключенный Алексей Козлов и его супруга, журналист и правозащитник Ольга Романова.