Дирижер Владимир Юровский намерен начать свою деятельность на посту худрука с приглашения за пульт некогда главного оркестра страны именитых дирижеров. Об этом он объявил на встрече с журналистами во вторник. Дирижер признался, что разговаривал об этом с маэстро Шарлем Дютуа и сэром Эндрю Дэвисом и планирует провести переговоры с Геннадием Рождественским, Александром Ведерниковым, Василием Синайским. Кроме того, Юровский намерен приглашать на концерты с ГАСО и звездных солистов — скрипачей Юлию Фишер, Николая Цнайдера, Леонидаса Кавакаса, виолончелиста Мишу Майского, пианистов Ефима Бронфмана, Марту Аргерих.
Все эти честолюбивые планы новый руководитель оркестра намерен начать осуществлять в течение ближайшего сезона, однако в реальности первые шаги будут сделаны лишь через полгода.
Это связано с занятостью Юровского, который на данный момент является приглашенным главным дирижером Лондонского филармонического оркестра и директором Глайндборнского оперного фестиваля. По словам нового руководителя, назначенного на свою должность приказом министра культуры Александра Авдеева неделю назад, дирижер заранее поставил Минкультуры в известность о своем графике, сверстанном на три года вперед. Первый концерт ГАСО сыграет со своим новым руководителем 11 ноября, а вот в следующий раз Юровский встанет за дирижерский пульт оркестра только через полгода. В его ближайших планах первая премьера обновленного Большого театра, «Руслан и Людмила», 2 ноября.
Знаменитый светлановский оркестр, некогда один из самых успешных и узнаваемых, в последние годы чувствовал себя не лучшим образом. За период многолетнего руководства оркестром Марком Горенштейном из коллектива уволились 280 музыкантов: многие из артистов жаловались как на неподобающее, с их точки зрения, отношение к себе, так и на свое неудовольствие репертуаром и текущей работой. В этом году противостояние вышло на другой уровень: оркестранты написали открытое письмо министру культуры, в котором потребовали отставки своего руководителя; солидарность с ними выразили в отдельном письме артисты из других коллективов.
28 сентября Марк Горенштейн был уволен, а 24 октября худруком был назначен Владимир Юровский.
Этим назначением Минкульт фактически изменил систему власти в оркестре, введя двуначалие: в оркестре теперь будут разведены должности художественного руководителя и директора, причем последнего ведомство пока найти не смогло. Необходимость в таком разделении была связана с одним из обвинений в адрес Марка Горенштейна: музыканты считали, что в руках бывшего руководителя коллектива была сосредоточена абсолютная власть.
«Мы не называем вам имя нового директора не потому, что скрываем от вас что-то, а потому, что у нас этого человека пока нет», — сообщил журналистам директор департамента господдержки искусства и народного творчества Алексей Шалашов.
Тем не менее кадровое решение культурных властей было воспринято с энтузиазмом и музыкальной общественностью, и самими оркестрантами.
«Юровский принципиально другой человек, нежели Горенштейн,
— рассказал «Парку культуры» солист оркестра Большого театра Борис Лифановский. — Он, во-первых, всегда приходит на репетицию с четким пониманием той цели, которую он ставит перед оркестром, и никогда не ведется на провокации и интриги. А во-вторых, обладает врожденной интеллигентностью и умением слушать и прислушиваться».
По словам Лифановского, сами оркестранты просили Минкульт назначить худруком Александра Лазарева, однако были рады и молодому дирижеру с мировым именем.
«Весь коллектив оркестра воспрял, узнав, что его предложили возглавить настоящему европейскому дирижеру, — рассказал «Парку культуры» концертмейстер ГАСО, член худсовета оркестра, народный артист России Сергей Гершенко. — Я не знаю человека с такими руками, таким слухам и таким мышлением в его возрастном сегменте».
С вверенным ему коллективом Юровский встретится лишь послезавтра, однако представители худсовета оркестра по собственной инициативе уже посетили концерт, который маэстро давал с другим коллективом.
Именно с худсоветом оркестра (ставшим ядром «оппозиции» Горенштейну в оркестре) Юровский планирует советоваться прежде всего.
«Представьте себе, что дирижер приводит в оркестр солиста, который зачем-то нужен лично ему, а совет оркестра против. В такой ситуации просто никто не сможет работать, — рассуждал Юровский. — Причем в обратной ситуации, если оркестр кого-то предлагает, а дирижер против, то руководитель должен прислушиваться к мнению музыкантов». По его словам, такое народовластие в филармонических коллективах должно быть ограничено лишь дирижерским правом вето на предложения худсовета.
«Время тиранов прошло», — глубокомысленно заметил Юровский на встрече.
Отвечая на вопрос о том, как, при его занятости, у него найдется время заниматься ГАСО, новый худрук сослался на свой опыт многолетнего сотрудничества с Российским национальным оркестром. «Если между оркестром и дирижером возникает химическая реакция, находятся и силы, и «дыры» в самом плотном графике, — сказал дирижер. — Все зависит исключительно от мотивации».
В четверг у оркестра состоится первая репетиция ГАСО с новым руководителем, а 11 ноября – первый совместный концерт.
На вопрос, чем же будет заниматься коллектив в ближайшие полгода после этого выступления, пока Юровский будет исполнять свои текущие обязательства по другим контрактам, новый худрук сообщил, что в данный момент происходит срочная переверстка планов оркестра.
«Не хочу, чтобы оркестр приходил на работу и пилил воздух. Занятия без цели ни к чему хорошему не приводят», — поделился Юровский. В то же время господин Гершенко сообщил, что по крайней мере до конца года коллектив не будет сидеть сложа руки: у ГАСО запланированы гастроли в Твери, да и в столице оркестр покажет несколько программ с приглашенными дирижерами.