В «Последней любви на Земле» (в оригинале «Perfect Sense» — «Совершенное чувство»), которую покажут в рамках XII ежегодного фестиваля «Новое британское кино», режиссер Дэвид Маккензи («Молодой Адам», «Бабник») выстраивает историю про угрозу бесчувственности вокруг довольно лобовой метафоры. Повар Майкл (Юэн Макгрегор) и эпидемиолог Сюзан (Ева Грин) влюбляются в тот момент, когда мир охватывает напасть, затрагивающая профессиональные интересы обоих: для начала люди повсеместно утрачивают способность различать запахи.
Комедию про неполиткорректного полицейского из ирландской глубинки «Однажды в Ирландии» снял Джон Майкл Макдонах — брат того самого Мартина Макдонаха, у которого в «Залечь на дно в Брюгге» шотландские киллеры пытались затаиться в самом пряничном городке Европы. Дебют Макдонаха-старшего крайне удачно распоряжается анекдотической фактурой: рыжий циник в форме (Брендон Глисон играл одного из киллеров у Макдонаха-младшего)
неполиткорректно издевается над чернокожим агентом ФБР, сбывает оружие довольно безобидным на вид бойцам Ирландской республиканской армии и ругает русских писателей, особенно выделяя Достоевского.
Удивительная история изобретения электрического вибратора, рассказанная Таней Уэкслер в комедии «Без истерики», не является диким вымыслом. До изобретения психоанализа женскую истерию (диагноз буквально переводится с греческого как «бешенство матки») лечили в том числе и мануальной терапией. История медицины становится поводом для фильма про то, как популярность метода и нехватка врачебных рук становятся двигателем прогресса. Из медицинской в романтическую эту комедию превращает Мэгги Джилленхолл в роли объекта любовного интереса молодого терапевта.
За серьезную часть программы отвечает картина режиссера-экспериментатора Бена Риверса «Два года в море».
Ее персонаж Джейк подобен лирическому герою «Жизни в лесу» Генри Дэвида Торо: отстранился от цивилизации посреди шотландских чащ, ведет натуральное хозяйство и в отличие от американского философа вообще не нуждается в каком-либо контакте с внешним миром. Режиссер Бен Риверс уже обращался к фигуре Джейка в короткометражной ленте «Это моя земля», а за полнометражный дебют получил приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции.
Впрочем, документальность также может быть инструментом для очень разного по духу кино. Например, трудно поверить, что герои «Бенгальского детектива» реальные люди, а не персонажи абсурдистской комедии. В центре действия документальной картины частный сыщик из Калькутты, который расследует дела, до которых не доходят руки у полиции (от убийств до производства поддельного шампуня), а в свободное время солирует в танцевальном ансамбле: Раджеш и коллеги хотят победить в телевизионном конкурсе.
«Мистер Ганджубас» Бернарда Роуза также основан на реальных событиях — это экранизация популярной книги мемуаров бывшего торговца марихуаной и гашишем Говарда Маркса по прозвищу Mr. Nice. В начале 1970-х Маркс наладил невероятную систему международной торговли гашишем: в ней были задействованы Ирландская республиканская армия, британская разведка, ЦРУ, рок-звезды и многочисленные преступные синдикаты. Адепта натуральных продуктов, меняющих состояния сознания, играет Рис Иванс, его подружку — Хлое Совиньи.
Актеры Стив Куган и Роб Брайдон предстают в «Путешествии» Майкла Уинтерботтома модифицированными версиями самих себя (этот же дуэт был задействован Уинтерботтомом в фильме «Тристрам Шенди: История петушка и бычка»). Стив соглашается на предложение газеты The Observer отправиться в тур по ресторанам Северной Англии, но американская подруга, ради которой он идет на этот сомнительный шаг, сбегает. Приходится звать Роба, который вроде как друг, но не самый любезный сердцу. Фильм собран из шести серий ситкома, в котором эти двое выясняли отношения с английской высокой кухней, друг с другом, с женщинами и с жизнью в целом.
Примечательны два фильма режиссера Бена Уитли: автор, прославившийся в интернете вирусными рекламными роликами, снял два полнометражных фильма — «Убийство — дело семейное» и «Список смертников». В первом вышедшие из тюрьмы отец и сын налаживают семейные дела — пытаются найти и убить информатора (предположительно, родственника), налаживают пришедшую в упадок наркоторговлю — обычный для криминальной драмы сюжет снят в духе абсурдистского ситкома. Во втором наемный ликвидатор берется за тройное убийство, которое превращается в череду странных событий и смертей с участием сатанистов. Насторожить героя должен был бы уже заказчик, который и без просьбы подписать контракт кровью выглядит выходцем из фильмов Дэвида Линча.
Самый же фантастический сюжет вырастает из традиционной для британского кино социальной тематики. В «Чужих на районе» Джо Корниша банда темнокожих подростков терроризирует обитателей спального района, но ребята вынужденно превращаются из своего рода «чужих» в защитников города, когда с роли «понаехавших» их смещают агрессивные пришельцы из космоса.
Дополнительный повод обратить внимание на Бритфест: его программу составляли те же люди, которые несколько недель назад провели фестиваль американского кино. В отличие от критиков и киноведов, посвящающих себя поиску и констатации новых трендов, команда куратора Алексея Лайфурова в своих программах ставит на разнообразие жанров и стилей. А тенденцию выделяет только одну — к сближению художественного с документальным.
XII ежегодный фестиваль «Новое британское кино» будет проходить в кинотеатре «Формула кино Горизонт».