29 сентября в возрасте 87 лет скончалась Татьяна Лиознова — советский режиссер, поставившая фильмы, ставшие классикой отечественной кинематографии.
Лиознова родилась в 1924 году. Она окончила ВГИК, в котором училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой; она вспоминала, что сначала её приняли на актерский курс, но затем она добилась перевода и стала режиссером. Лиознова работала на Студии имени Горького, была ассистентом Герасимова на «Молодой гвардии». Затем черная полоса: её уволили как еврейку, она не смогла работать по специальности и подрабатывала – ассистентом режиссера в театре, обозревателем в «Литературной газете». Но выдержала.
Свой первый фильм она поставила в 1958 году — это была «Память сердца» по сценарию Герасимова, история английского летчика, который во время войны оказался на территории СССР и был спасен русской учительницей (её роль сыграла Тамара Макарова). В ее не самой большой фильмографии букет жанров: есть и сельская драма «Евдокия» (1961), музыкальная комедия «Карнавал», политический памфлет «Конец света с последующим симпозиумом», героические «Им покоряется небо» о летчиках-испытателях реактивных самолетов, драма «Рано утром», которую посмотрели 17 миллионов зрителей.
У Лиозновой была своя, удивительная оптика, с помощью которой она — и зрители вместе с ней — смотрела на жизнь своих современников.
Она виртуозно работала с «производственными романами», позволяя им вырасти в нечто большее, чем скучный соцреализм: в «Им покоряется небо» история из жизни летчиков оборачивается серьезной драмой, не лишенной внутреннего напряжения. Снятая в интерьере одного поезда картина «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе классика советской драматургии Александра Гельмана развернулась в историю о правде и неправде, честности и подлости. В глухом 1980 году эта работа стала настоящим телехитом и имела широчайший резонанс — не меньший, чем спектакли по пьесе, которые шли по всему СССР (сама Лиознова рассказывала, что даже друзья уговаривали ее не браться за эту работу, пугая последствиями).
И были у неё два главных хита — снятые одна за другой две экранизации.
«Три тополя на Плющихе» Лиознова поставила по рассказу Александра Борщаговского — незатейливая история о провинциалке (Татьяна Доронина) и неожиданной встрече в Москве с таксистом в исполнении Олега Ефремова; тему покорения столицы Лиознова еще раз поднимет в 1981 году, сняв «Карнавал» с Ириной Муравьевой.
А в 1973 году на экраны вышли двенадцатисерийные «Семнадцать мгновений весны». Экранизация повести Юлиана Семенова о советском разведчике Штирлице получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а Лиознова — звание народной артистки республики и орден Октябрьской революции. Народной артисткой СССР она станет позже, в 1984 году, после «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавала».
Цветную версию «Семнадцати мгновений весны», вышедшую в 2009 году, она всё-таки приняла — не сразу, но приняла. Правда, говорила, что при просмотре картины в цвете вспоминает съемочную площадку.
Несколько лет назад в одном из разговоров с корреспондентом «Парка культуры» Татьяна Моисеевна пожаловалась, что журналистов и публику в ее творчестве интересуют только подробности съемок знаменитого сериала; реже ее расспрашивают про знаменитые «Три тополя». «Я не так уж много сняла, — говорила кинорежиссер. — Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».
«Карнавал», кстати, Лиознова считала не менее сложной картиной, чем многосерийные «Мгновения», — во всяком случае, по организации съемок: это был едва ли не первый советский мюзикл, ей пришлось отсматривать множество танцевальных групп, ездить по всей стране, чтобы иметь возможность вписаться в их гастрольный график. Но описывала его иначе. «Карнавал» — фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя», — сказала она в интервью в 2004 году.